Эксплуатация искусственных сооружений. Надзор за сооружением, страница 2

Мобильные смотровые приспособления на колесном или самоходном шасси - специальные устройства для осмотра и ремонта мостов, или универсальные вышки (люльки) многоцелевого назначения - существующие реально машины для доступа к конструкциям сооружений. Мобильные смотровые приспособления разных мо­дификаций на базе автомобиля или автоприцепа изготавливаются ПВООО «Трансмост» и РУП «Мостострой» (рис.3.1-3.2).

3.6Организациятекущихипериодическихосмотровмостов

При текущих осмотрах мостовой мастер должен детально осматривать эле­менты мостового перехода и проверять под мостовой габарит (на путепроводах).

При осмотре элементов моста мастер обязан выявлять строительные и эксплуатационные дефекты с выделением требующих немедленного устране­ния, фиксировать дефекты пометкой краской или мелом на конструкциях и в тех­нической документации, при необходимости вести наблюдения за развитием де­фекта во времени, проводить контрольно-инструментальные измерения, определять объем ремонтных работ, а также объем работ по уходу за сооружением.

Для наблюдения за изменением во времени наиболее опасных трещин поль­зуются контрольными маяками в виде полоски из гипса, которой перекрывают тре­щину в месте ее максимального раскрытия. Время и температуру окружающей среды при установке маяка фиксируют в книге сооружения и в натуре. Разрыв маяка над трещиной свидетельствует о развитии трещины.

Все дефекты необходимо фиксировать на конструкции краской или мелом:

-  трещины - линией вдоль трещины;

-  граница трещины - поперечным штрихом по концам трещины;

-  наибольшее раскрытие трещины - цифрой на конструкции в месте измерения трещины;

-  раковины, сколы, деформирование элемента - линией по периметру дефекта.

3.7Системаобозначенияприосмотрах

Как правило, мастер должен применять при осмотрах систему обозначения и счета элементов, принятую в исполнительной документации. В случае отсутствия ис­полнительной документации следует обозначать:

-  опоры - цифрами, начиная с единицы по направлению возрастания кило­метража дороги, па которой расположено сооружение;

-  пролеты - цифрами, начиная с единицы в том же порядке (по ходу счета опор);

-  главные балки (фермы, арки и т.п.) пролетных строений - цифрами, начи­ная с единицы, с верховой стороны к низовой (для мостов);

-  диафрагмы, ребра жесткости, поперечные балки и связи - от начала к концу пролета цифрами, начиная с единицы;

-  тротуары – соответственно верховой и низовой или левый и правый;

-  элементы сквозных ферм – номерами от начала к концу пролёта;

-  подходы к мосту и регуляционные сооружения – словами “левобережный” и “правобережный”, дамбы – верховая и низовая.

В разрезных системах для каждого пролёта нумерацию элементов принимают отдельно; для неразрезных – непрерывной на всю длину.

На путепроводах, эстакадах через озёра, суходолы номера элементов принимают слева направо по ходу километража автодороги.

3.8 Контрольно-инструментальныеизмерения

При текущих и периодических осмотрах для наблюдения за характером раз­вития деформаций в искусственных сооружениях выполняют контрольно-инструментальные измерения.

К ним относят проверку пространственного положения опор и опорных час­тей, съемку продольного и поперечного профиля проезжей части моста, съемку про­филя балок пролетных строений.

Инструментальную съемку опор производят периодически в случае отклоне­ния их от проектного положения. Наклон опор определяют при помощи тео­долита, устанавливаемого вдоль граней опор таким образом, чтобы плоскость визи­рования была вертикальной. При помощи горизонтальных реек (по теодолиту) опре­деляют наклон граней опор.

Осадку опор определяют нивелировкой по фиксированным точкам.