Руководство по контролю качества уплотнения гравийных и щебеночных материалов в конструктивных слоях дорожной одежды: Руководящий документ, страница 2

          Насыпная плотность материала - масса единицы объема материала данной фракции (или смеси фракций), высушенного до постоянной массы и насыпанного в мерный цилиндр определенного объема без уплотнения.

          Максимальная плотность сухого материала - плотность, определенная в приборе стандартного уплотнения по ГОСТ 22733 или методом вибрирования в мерном цилиндре с пригрузом.

          Остаточная пористость (пустотность) слоя - величина, определенная расчетным путем на основании предварительно установленных значений плотности частиц (зерен) материала и фактической плотности сухого материала слоя.

          Влажность материала - отношение массы воды в объеме материала к массе  воды в объеме материала, высушенного до постоянной массы.

          Оптимальная влажность материала - влажность, при котрой на строительной площадке достигается максимальное уплотнение материала уплотняющими средствами.

          Лунка - углубление овальной формы; отрытое в уплотненном слое с целью отбора из него материала для определения фактической степени уплотнения

3 Нормативные ссылки

          В настоящем руководящем документе использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 8269.0-97

Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8735-88

Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 10409-74

Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования

ГОСТ 22733-77

Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности

ГОСТ 25607-94

Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 28514-90

Строительная геотехника. Определение плотности грунтов методом замещения объема

СНиП 3.06.03-85

Автомобильные дороги

      Пособие

 3.03.01-96  к СниП 2.05.02-85

Проектирование дорожных одежд нежесткого типа/Минстройархитектуры Республики Беларусь. – Мн., 1997.

4 Общие положения

          4.1 В целях предотвращения деформаций дорожной одежды в процессе эксплуатации автомобильной дороги должен быть обеспечен эффективный производственный контроль за качеством уплотнения материалов при устройстве оснований и покрытий.

          4.2 Степень уплотнения материалов в конструктивных слоях дорожной одежды следует оценивать по показателю плотности сухого материала или его остаточной пористости (пустотности), которые сравниваются с требуемыми значениями плотности или пористости.

          4.3 Определение фактической плотности сухого материала или остаточной (пустотности) пористости уплотняемого слоя рекомендуется производить объемно-весовым методом, включающим отрывку в уплотненном слое углубления (лунки) с отбором, взвешиванием и высушиванием материала. При этом объем лунки определяют определять методом замещения объема извлеченного материала водой, воздухом, одномерным песком или другим материалом в соответствии с приложениями А–Е.

5 Методика определения плотности и остаточной пористости

материалов и назначения требуемой степени их

 уплотнения в конструктивных слоях дорожной одежды

          5.1 В качестве требуемого показателя степени уплотнения конструктивного слоя принимают максимальную плотность сухого материала или его пористость, соответствующую данной величине плотности.

          5.2 Максимальную плотность материалов с содержанием частиц крупнее 10 мм менее 30 % определяют методом стандартного уплотнения в приборе Союздорнии по ГОСТ 22733.

5.3 Для определения максимальной плотности материалов с содержанием частиц крупнее 10 мм более 30 % применяют метод вибрирования с пригрузом (вертикальная нагрузка 0,002 МПа).

          Уплотнение материалов в воздушно-сухом состоянии вибрированием производят на  стандартных  виброплощадках с амплитудой   колебаний  плиты (0,5±0,05) мм и частотой (2900 ± 100) колебаний в минуту..