Классификация дейдвудных устройств судна

Страницы работы

Содержание работы

Дейдвудное устройство состоит из дейдвудных подшипников, уплотнений и трубы, гребного (или дейдвудного) вала, систем смазки и охлаждения и прибора для замера просадки гребного вала. Классифицируют эти устройства по числу, месту расположе­ния и типу подшипников (качения и скольжения), на которые опирается гребной вал: /10/

а)  с двумя дейдвудными подшипниками;

б) с двумя дейдвудными подшипниками и одним выносным (рисунок 9.1);

в) с одним дейдвудным подшипником и одним вынос­ным.

Рисунок 9.1 – Дейдвудное устройство с двумя дейдвудными подшипниками и одним выносным (не показан):

1– отверстия   для   микрометра; 2 – яблоко   ахтерштевня   с   дейдвудной трубой   (вварной конструкции); 3 – гребной вал; 4, 5 – кормовой и носовой дейдвудные бакаутовые под­шипники;  6 – сальник  гребного  вала

Дейдвудную стальную трубу выполняют литой, лито-сварной, кованой и ковано-сварной. Ее заводят в корпус судна с носа или с кормы судна и крепят к корпусу сваркой или фланцами на шпильках.

Подшипники качения в качестве дейдвудных применяются редко (преимущественно для валов малого диаметра). Обычно используются подшипники скольжения с неметаллическими и ме­таллическими вкладышами. Неметаллический подшипник изготов­ляют,   как   правило,   из   бакаута, обладающего хорошими антифрикционными свойствами. Этот материал представляет собой плотную и твердую древесину гваякового дерева (Южная Аме­рика) с косым переплетением волокон. В связи с дефицитом ба­каута широко используются его заменители: древесно-слоистые пластики, текстолиты, термопластические материалы (капролон, капрографит), наборы из резинометаллических и резиноэбонитовых сегментов. /10/

Дейдвудный подшипник представляет собой латунную или бронзовую втулку, устанавливаемую в трубе с небольшим натя­гом    и   фиксируемую   дополнительно.    Внутреннюю   поверхность втулки облицовывают бакаутом (рисунок 9.2) или его заменителем в виде вкладышей сегментной формы. Их набирают по схеме «бочка» или «ласточкин хвост». Нижние вкладыши из бакаута имеют торцевое расположение волокон (износостойкость выше), а верхние – продольное. Чем меньше вкладышей (особенно по схеме «бочка»), тем прочнее выполнен набор. Неметаллические подшипники смазываются и охлаждаются забортной водой.

Рисунок 9.2 – Подшипник с набором ба­каута:

1 – дейдвудная втулка; 2, 5 – вкладыши бакаутовые торцевой и долевой; 3, 6 – вкладыши бакаутовые клиновые (из двух половин); 4 – планка упорная; 7 – винт; 8 – бакаутовые вкладыши; 9 – об­лицовка гребного вала

Рисунок 9.3 – Дейдвудное уплотнение типа  «Симплекс-компакт»:         

а – кормовое; б – носовое; в – бульбообразная ман­жета;

1 – гребной вал; 2 – уплотнительное кольцо; 3 – гребной винт; 4 – прокладка; 5 – втул­ка; 6 – крышка; 7 – витоновые манжеты бульбообразной формы; 8 – корпус; 9 – дейдвудная труба; 10 – масловвод; 11 – кольцо;   12 – пружина

В дейдвудных металлических подшипниках применяют чугун­ные втулки с заливкой их внутренних поверхностей высокооловян­ным баббитом и охлаждаемых маслом. Эти подшипники выдер­живают большие давления: 0,7-10 МПа (против 0,2-0,3 МПа у неметаллических), что обусловливает их меньшую длину и отсутствие облицовки гребного вала, так как кольцевой объем между трубой и валом заполнен маслом.

В связи с применением масла конструкция должна быть та­кой, чтобы предотвращались его утечки и, следовательно, воз­можная авария подшипников. Таким требованиям отвечают уп­лотнения типа «Симплекс-компакт» (рисунок 9.3). В кормовом уплотнении установлены три манжеты, две из которых предотвра­щают попадание забортной воды, а одна – утечки  масла; в носовом уплотнении предусмотрены две манжеты. Уплотнение осуще­ствляется но наружной поверхности втулок прижимом манжет кольцами и под действием давления масла в системе, которое превышает давление забортной воды на 0,02-0,03 МПа. Наруж­ная манжета кормового уплотнения прижимается к втулке под действием   гидростатического  давления  забортной  воды. Втулку носового уплотнения крепят к кольцу, состоящему из двух поло­вин и установленному с натягом на гребном валу. Уплотнения этого типа применяют на крупнотоннажных судах с большой осадкой. Конструкция подшипника крон­штейна аналогична конструкции дейдвудного подшипника с водя­ной системой охлаждения и смазки.

Переборочные уплотнения вала, проходящего через водоне­проницаемые переборки, представляют собой сальник с проса­ленной пеньковой набивкой   (рисунок 9.4). /10/

Рисунок 9.4 – Переборочное уплотнение

1– переборка; 2 – корпус; 3 – масленка; 4 – кольцо; 5 – гайка;

6 – набивка; 7 – грундбукса;  8 – вал

Похожие материалы

Информация о работе