Типы и конструкции судовых редукторов весьма

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Типы и конструкции судовых редукторов весьма разнообразны. Они выполняются одно- или многоступенчатыми с цилиндриче­скими ступенями (колесами) с внешним зацеплением и с плане­тарными ступенями. Редуктор только с цилиндрическими ступе­нями внешнего зацепления называют переборным, только с пла­нетарными ступенями – планетарным, а если он включает в себя и те, и другие ступени – планетарно-переборным. /10/

Одно-, двух-, трех- и четырехмашинные дизель-редукторные установки одно- и двухвального исполнения могут отличаться на­личием отдельно установленного или встроенного в редуктор упорного подшипника, а также конструкцией встроенных или от­дельно установленных соединительно-разобщительных муфт (же­сткого, фрикционного, шинно-пневматического, гидродинамического или электромагнитного типов).

Переборные редукторы одномашинных агрегатов обычно вы­полняют одноступенчатыми со смещением ведущего и ведомого валов в одной горизонтальной (рисунок 7.1) или в одной вертикаль­ной (рисунок 7.2) плоскости. Однако, если необходимо соосное рас­положение двигателя и валопровода, применяют двухступенчатые конструкции редукторов (рисунок 7.3), хотя передаточное число не­большое и этого не требуется. /10/

Рисунок 7.1 – Одномашинный  редуктор со смещением валов в одной горизонтальной плоскости:

1 – фланец   ведомого   вала; 2 – корпус; 3 – ведущий вал; 4 – плита (фланец) для   установки   редуктора   на   судовой   фундамент; 5 – масля­ный  насос

Конструкции основных узлов редукторов указанных типов при­мерно идентичны (за исключением корпусов). Корпус редуктора с расположением валов в одной вертикальной плоскости состоит из трех частей с горизонтальными разъемами по осям обоих ва­лов. Корпус редукторов, у которых валы расположены в горизон­тальной плоскости, выполняют из двух частей.

Шестерни (ведущие) и колеса (ведомые) изготовляют косозубыми с закалкой или азотированием по профилю и с последующим шлифованием. Осевые усилия, возникающие при работе косозубых колес, воспринимаются опорно-упорными роликоподшипни­ками. Главные упорные подшипники, встраиваемые в передачу, также могут быть роликовыми, шариковыми или типа Митчелл. Редукторы переборные одномашинной установки выпускаются в диапазоне мощностей от нескольких сотен кВт до 7-8 МВт 6-10 типоразмеров. При большой мощности двигателей      (7-18 МВт) в целях повышения надежности и снижения габаритов применяют редукторы с разделением мощности на два потока и последую­щим их сведением на  ведомый вал (рисунок 7.4).

Рисунок 7.2 – Одномашинный  редуктор со смещением валов в одной вертикаль­ной   плоскости:

1, 7 –  ведущий и ведомый валы;

2 –  корпус; 3, 5, 6, 10, 12 –  опорно-упорные подшипники; 4, 11 –  колесо и шестерня; 8 –  масляный насос; 9 –  привод масля­ного насоса

Рисунок 7.3 – Двухступенчатый

 одномашинный редуктор:

1 – корпус; 2, 7, 10, 17 – колеса и шестерни; 3, 6, 13 – ведущий, промежуточный и ведомый валы;  

4, 5, 8, 9, 11, 12, 16 – опорно-упорные подшипники; 14 – масля­ный насос; 15 – привод насоса

Если не сводить на один ведомый вал разделенные потоки мощностей, то при соответствующем соотношении диаметров ве­дущей шестерни и колес можно получить редуктор одномашинной установки с разделением мощности на два валопровода, распо­ложенных симметрично относительно оси двигателя. Такие ре­дукторы применяют на судах с ограниченной осадкой.

Рисунок 7.4 – Схема  редуктора с разделением передаваемой мощности               на два потока

Вращающий момент   ведущей   шестерни   1,   распределенный   между   двумя шестернями   (колесами)   3 первой ступени, передается через торсионные валы 2 на шестерни 4 второй ступени и далее на главное колесо 6 редуктора. Оси всех шестерен и колес расположены в горизонтальной плоскости. В редуктор встроен упорный подшипник 5 типа Митчелл.

В многомашинных дизельных и других установках используют разнообразные конструкции суммирующих редукторов, объединяю­щих для работы на один винт от двух до четырех двигателей. Наиболее распространенные из этих редукторов двухмашинные – для судовых СОД (рисунок 7.5).

Рисунок 7.5 – Конструкция  двухмашинного суммирующего редук­тора со встроенными фрикционными многодисковыми соеди­нительно - разобщительными муфтами и двумя валоотборами:

1 – фланец для присоединения к валопроводу; 2 – фрикционная муфта; 3 – вал отбора мощности; 4 – соединительно-разобщитель­ная кулачковая муфта; 5 – мультипликатор; 6 – вал ГД; 7 – упор­ный   подшипник

Для большинства редукторов двухмашинных установок харак­терна простейшая схема зацепления: ведущие шестерни находятся в непосредственном зацеплении с зубчатым колесом, а оси всех валов размещены в горизонтальной плоскости разъема корпуса. При таком расположении валов обеспечивается максимальное рас­стояние между двигателями. Однако в случае, когда межосевое расстояние редуктора определяется не условиями прочности за­цепления, а шириной дизелей и размерами прохода между ними, иногда устанавливают промежуточные шестерни.

При мощности дизельной установки до 3000-4000 кВт с нереверсивными дизе­лями применяют реверс - редукторы.

Похожие материалы

Информация о работе