Проектирование судовых энергетических установок для танкера дедвейтом 60500 тонн, страница 4

Далее следует определиться с типом дизеля: МОД или СОД. СОД на сегодняшний день достигнут уровень совершенства КПД современных СОД составляет 48 – 50% при расходе топлива 170 – 190 г/кВт∙ч, а у МОД КПД 50 – 53% при расходе 168 – 170 г/кВт∙ч, таким образом, исходя из этих  факторов останавливаем свой выбор на МОД.

1.3  Состав и компоновочная схема пропульсивной установки

Определение типа пропульсивной установки и состав её комплектующего оборудования находится в прямой зависимости от типа судов, на которых эта установка получит применение [2].

Тип пропульсивной установки характеризуется количеством и типом движителей, количеством и типом главных двигателей, способом передачи мощности к движителям и способом реверсирования, тепловой схемой и степенью автоматизации.

Компоновочные схемы пропульсивных  дизельных установок в настоящее время отличаются значительным разнообразием.

Выделим четыре наиболее типичные схемы, это:

― дизельные установки с прямой передачей;

― дизель-редукторные установки (применяются на транспортных судах со среднеоборотными главными двигателями, с высокооборотными дизелями, на СПК и СВП и в комбинированных дизель-газотурбинных установках);

― дизельные установки с гидравлической передачей (возможная область применения - речные суда, буксиры, малые паромы, суда с высоким уровнем гидрофикации механизмов, подруливающие устройства крупнотоннажных судов);

― дизельные установки с электрической передачей (ледоколы, суда спецназначения).

Для судов транспортного морского флота характерны установившиеся режимы плавания. Наиболее важные требования к энергетическим установкам таких судов - простота, компактность, высокая надежность и экономичность. Вместе с тем к установкам судов морского транспортного флота не предъявляется повышенных требований по маневренности, достижению больших тяговых усилий на пониженных частотах вращения гребного вала, обеспечению длительных малых ходов. Предпочтительнее прямая или редукторная передача.

Существующие установки с реверсивной муфтой характерны для малотоннажных судов (быстроходных и разъездных катеров, судов на подводных крыльях, рыболовных сейнеров и малых траулеров, речных судов и др.) с нереверсивным средне- или высокооборотным главным двигателем.

Всё большее распространение получают дизельные установки с прямой  передачей и винтом регулируемого шага. В этом случае в линию вала встраивают механизм изменения шага винта. Наибольшее применение эти установки получили на промысловых судах, мощных буксирных и спасательных судах, судах активного ледового плавания, а в последние годы и на транспортных судах.

В ряде специальных случаев (при необходимости разобщения ГД и винта, большой длительности режимов дрейфа, при установке ГД на амортизаторах и др.) применяют СДУ с прямой передачей и эластичной разобщительной муфтой.

На рисунке 1.1 представлена компоновочная схема проектируемой СДУ танкера.

Рисунок 1.1 – Схема МОД с прямой передачей на винт

Дизельная установка с прямой передачей относится к числу наиболее распространенных типов судовых ЭУ. Выходной фланец коленвала главного двигателя 7 жестко соединен с промежуточным валом 4. Упорный подшипник 6, воспринимающий упор винта, встроен в кормовой торец ГД. Промежуточный вал покоится на опорных подшипниках 5. Крутящий момент ГД передается гребному валу 2, установленному в дейдвудной трубе 3 с опорными подшипниками, и далее на движитель - гребной винт 1.

К преимуществам данной компоновочной схемы СДУ относятся лучшие пропульсивные качества, простота конструкции, небольшая металлоемкость и стоимость, ремонтопригодность. Поэтому на морских транспортных судах с установившимися режимами плавания в основном используют этот вариант пропульсивной установки. СДУ имеет кормовое расположение, к преимуществам которого относятся короткий валопровод, и следовательно, снижение потерь энергии в нем, а также его меньшая масса.

1.4 Расчет буксировочной мощности судна

1.4.1 Определение мощности методом Папмеля

Методика расчета взята из курса лекций [3]. Расчет осуществляется при помощи графика Э.Э. Папмеля. Его график позволяет определить коэффициент «С» для расчёта буксировочной мощности: