Проектирование привода к шнеку-смесителю

Страницы работы

67 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

1  Задание и условия эксплуатации

1.1 Задание

1.2 Условия эксплуатации

Ресурс машинного агрегата определяется по формуле

,

где  Lh– ресурс агрегата, ч;

LГ – срок службы агрегата, годы;

tспродолжительность смены, ч;

Lcчисло смен.

Работа в одну смену, режим работы – нормальный, продолжительность смены tс = 8 ч.

.

Приняв время простоя агрегата 15% от ресурса, получим

.

Рабочий ресурс агрегата принимаем Lh = 20×103 ч.

Результаты расчетов сводим в таблицу 1.1.

Таблица 1.1 – Условия работы и ресурс агрегата

Место установки

LГ, годы

Lс

tс, ч

Простой механизма

Lh, ч

Режим работы

цех

8

1

8

15%

20×103

Нормальный

2 Выбор электродвигателя. Кинематический и силовой расчет привода

2.1 Определяем общий кпд привода по формуле

,

где h1 - кпд муфты;

        h2 - кпд закрытой червячной передачи;

        h3 - кпд открытой ремённой передачи;

        h4 - кпд пары подшипников качения.

По таблице 2.2 [1, стр. 40] назначаем следующие значения КПД элементов двигателя: η1 = 0,98; η2 = 0,85; η3 = 0,97; η4 = 0,993.

.

2.2 Определяем мощность на валу рабочей машины по формуле

,

где  Рм – мощность на валу рабочей машины, кВт;

F– тяговая сила шнека, кН;

        V– скорость перемещения смеси, м/с.

.

2.3 Определяем мощность электродвигателяпо формуле

,

где  Р*дв – мощность на валу рабочей машины, кВт;

Рм – мощность на валу рабочей машины, кВт;

hобщ - общий кпд привода.

.

2.4 Определяем частоту вращения вала рабочей машины по формуле

,

где  nм  – частота вращения вала рабочей машины, об/мин; 

V– скорость перемещения смеси, м/с;

D – диаметр тарелки питателя, мм.

.

2.5 По таблице К9 [1, стр. 384] выбираем  электродвигатель  4АМ100L4У3,  для  которого   nд = 1430 об/мин  и  Рд = 4,0 кВт.

2.6 Определяем передаточное число привода по формуле

,

где  nд  –  частота вращения вала двигателя, об/мин;

nм  –  частота вращения вала рабочей машины, об/мин.

.

2.7 Определим передаточные числа ступеней привода

Принимаем передаточное число закрытой передачи u2 = 10, тогда передаточное число открытой передачи найдем по формуле

,

.

2.8 Определяем мощности Рi, кВт, на валах привода по формулам

,

,

,

,

,

,

.

2.9 Определяем частоты вращения ni, об/мин, и угловые скорости ωi,  рад/с, валов привода

                     .                                  ,

                                                                       .

                     ,                                      ,

                     .                      .

                     ,                                   ,

                     .                       .

                        .                                   .

2.10 Определяем крутящие моменты на валах привода по формуле

,

где  Ti – крутящие моменты на валах, Н·м;

Pi – мощности на валах, кВт;

ωi – угловая скорость вращения валов, рад/с.

,

,

,

.

Результаты расчетов сводим в таблицу 2.1.

Таблица 2.1 – Кинематические и силовые параметры привода

Тип передачи

Передаточное число,

u

Частота вращения,

об/мин

Угловая частота,

рад/с

Мощность,

кВт

Крутящий момент, Н·м

n1

n2

ω1

ω2

Р1

Р2

Т1

Т2

Ременная передача

2,32

1430

616,38

149,67

64,5

4,0

3,85

26,73

59,7

Червячная передача

10

616,38

61,6

64,5

6,4

3,85

3,25

59,7

507,8

3 Расчет открытой плоскоременной передачи

3.1 Проектировочный расчет

             3.1.1 Определяем диаметр ведомого шкива

             Из условия долговечности для проектируемых кордшнуровых ремней d1≥ 70δ, мм, определяем

,

.

Полученное значение d1 , мм, округляем до ближайшего стандартного значения по табл. К40 [1, стр. 426]:

.

3.1.2 Определяем диаметр ведомого шкива d2 , мм

,

где  u1 –                                передаточное число открытой передачи [см. табл. 2.1];

        ε= 0,02 – коэффициент скольжения.

.

Полученное значение d2 , мм, округляем до ближайшего стандартного значения по табл. К40 [1, стр. 426]:

.

3.1.3 Определяем фактическое передаточное число uф и определяем его отклонение Δu от заданного u по формулам

,

,

,

.

3.1.4 Определяем ориентировочное межосевое расстояние а, мм

,

.

3.1.5 Определяем расчетную длину ремня l, мм

,

.

Полученное значение l, мм, округляем до стандартного значения

.

3.1.6 Уточняем значение межосевого расстояния a, мм, по стандартной длине l

,

.

3.1.7 Определяем угол охвата ремнем ведущего шкива α1, град, по формуле

,

.

3.1.8 Определяем скорость ремня v, м/с, по формуле

,

где  [v] = 35 м/с – допускаемая скорость.

.

3.1.9 Определяем частоту пробегов ремня U, с-1

 

,

где  [U] = 15 c-1 – допускаемая частота пробегов;

v – скорость ремня, м/с;

l – стандартная длина ремня, м.

.

3.1.10 Определяем окружную силу, передаваемую ремнем

,

где  Ft – окружная сила, передаваемая ремнем, H;

Pд – номинальная мощность двигателя, кВт [см. табл. 2.1];  

v – скорость ремня, м/с.

.

3.1.11 Определяем допускаемую удельную окружную силу

,

где  [kП] – допускаемая удельная окружная сила, Н/мм2;

[k0] – допускаемая приведенная удельная окружная сила, Н/мм2;

Cθ  –  коэффициент угла наклона линии центров шкивов к горизонту;

Сα  –  коэффициент угла охвата α1 на меньшем шкиве;

Сv  –  коэффициент влияния натяжения от центробежной силы; 

Сp  –  коэффициент динамичности нагрузки и длительности работы;

Сd   –  коэффициент влияния диаметра меньшего шкива;

СF  –  коэффициент неравномерности распределения нагрузки между кордшнурами и уточными нитями плоского ремня.

По таблице 5.2 [1, стр. 78] назначаем следующие значения коэффициентов: Cθ = 1; Сα = 0,96; Сv = 0,95; Сp = 1; Сd = 1,2; СF = 0,85.

По таблице 5.1 [1, стр. 77] назначаем допускаемую приведенную удельную окружную силу [k0] = 1,96 Н/мм2.

.

3.1.12 Определяем ширину ремня и шкива

,

где  b – ширина ремня, мм;

Ft – окружная сила, передаваемая ремнем, H;

δ – толщина ремня, мм;

[kП] – допускаемая удельная окружная сила, Н/мм2.

.

Ширину ремня округляем до стандартного значения

 мм,

 мм,

где  B – стандартное значение ширины шкива, мм.

3.1.13 Определяем площадь поперечного сечения ремня

,

где  A– площадь поперечного сечения ремня, мм2;

δ – толщина ремня, мм;

b – ширина ремня, мм.

.

3.1.14 Определяем силу предварительного натяжения ремня

,

где  F0 – сила предварительного натяжения ремня, Н;

A– площадь поперечного сечения ремня, мм2;

σ0 – предварительное натяжение, Н/мм2.

По таблице 5.1 [1, стр. 77] назначаем значение предварительного натяжения σ0 = 2 Н/мм2.

.

3.1.15 Определяем силы натяжения ведущей и ведомой ветвей ремня

,

,

где  F1 – сила натяжения ведущей ветви ремня, Н;

F2 – сила натяжения ведомой ветви ремня, Н;

F0 – сила предварительного натяжения ремня, Н;

Ft – окружная сила, передаваемая ремнем, H.

,

.

3.1.16 Определяем силу давления ремня на вал

,

где  Fоп – сила давления ремня на вал, Н;

F0 – сила предварительного натяжения ремня, Н;

α1 – угол обхвата ремнем ведущего шкива, град.

.

3.2 Проверочный расчет

3.2.1 Проверяем прочность ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви

,

,

,

,

где  σmax – максимальные напряжения в сечении ведущей ветви, Н/мм2;

σ1 – напряжения растяжения, Н/мм2;

σи – напряжения изгиба, Н/мм2;

σv – напряжения от центробежных сил, Н/мм2;

[σ]р  – допускаемое напряжение растяжения, Н/мм2;

Здесь [σ]р  = 8 Н/мм2.

F0 – сила предварительного натяжения ремня, Н;

A– площадь поперечного сечения ремня, мм2;

Ft – окружная сила, передаваемая ремнем, H;

Еи – модуль продольной упругости при изгибе для прорезиненных ремней, Н/мм2;

Здесь  Еи = 90 Н/мм2.

δ – толщина ремня, мм;

d1 – диаметр ведущего шкива, мм;

ρ – плотность материала ремня, кг/м3;

Здесь ρ = 1100 кг/м3.

v – скорость ремня, м/с.

,

,

,

.

Результаты расчетов сводим в таблицу 3.1.

                                      

 Таблица 3.1 – Параметры плоскоременной передачи

Параметр

Значение

Тип ремня

Прорезиненный ремень плоского сечения

Межосевое расстояние  а, мм

982

Толщина ремня δ, мм

2,8

Ширина ремня b, мм

63

Длина ремня l, мм

3000

Угол обхвата ведущего шкива α1, град

165,5

Число пробегов ремня U, с-1

4,99

Диаметр ведущего шкива d1, мм

200

Диаметр ведомого шкива d2, мм

450

Максимальное напряжение σmax, Н/мм2

4,27

Начальное натяжение ремня F0, Н

352,8

Сила давления ремня на вал Fоп, Н

700

 

4 Расчет закрытой червячной передачи

4.1 Выбираем материал червяка и червячного колеса

В зависимости от передаваемой мощности по таблице 3.1 [1, стр.49] выбираем для червяка сталь 40Х, твердость ³ 45 HRCэ, термообработка – улучшение + закалка ТВЧ, полирование червяка для повышения КПД червячной передачи.

Для выбора материала зубчатого венца для червячного колеса определяем скорость скольжения по формуле

,

где  Vs – скорость скольжения, м/с;

ω2 – угловая скорость тихоходного вала, 1/с;

u2 – передаточное число червячной передачи;

Т2 – вращающий момент на валу червячного колеса, Н·м. 

.

Используя полученное значение скорости скольжения, по таблице 3.5 (1, стр.54) из группы II выбираем относительно дешевую бронзу БрА10Ж4Н4, полученную способом центробежного литья: [s]В= 700 Н/мм2;[s]Т = 460 Н/мм2.

4.2 Определяем допускаемые напряжения

4.2.1 Определяем допускаемые контактные напряжения по формуле из таблицы 3.6 [1, стр. 55]

,

где  [σ]н – допускаемые контактные напряжения, Н/мм2;

Vs – скорость скольжения, м/с.

Т. к. червяк расположен вне масляной ванны, то значение допускаемых контактных напряжений необходимо уменьшить на 15%. Окончательно получим

.

4.2.2 Определяем коэффициент долговечности при расчете на изгиб

,

,

где  KFL – коэффициент долговечности при расчете на изгиб;

N – наработка, циклы;

ω2 – угловая скорость тихоходного вала, 1/с;

Lh– ресурсагрегата, ч.

,

.

4.2.3 Определяем допускаемые изгибные напряжения по формуле из таблицы 3.6 [1, стр. 55] для нереверсивной передачи

,

где  [σ]F – допускаемые изгибные напряжения, Н/мм2;

σВ – предел прочности, Н/мм2;

σТ – предел текучести, Н/мм2;

KFL – коэффициент долговечности при расчете на изгиб.

.

Результаты расчетов сводим в таблицу 4.1.

Таблица 4.1 – Механические характеристики червячной передачи

Элемент передачи

Марка материала

Dпред

Термообработка

HRCЭ

sВ

sТ

[s]Н

[s]F

Способ

отливки

Н/мм2

Червяк

Сталь 40Х

125

У+ТВЧ

45…50

900

750

Колесо

БрА10Ж4Н4

Ц

700

460

208,3

106

по формуле из таблицы 3.6 (1. ности при расчете на изгиб

уле из таблицы 3.6 (1, стр.55)

4.3 Проектировочный расчет

4.3.1 Определяем главный параметр – межосевое расстояние по формуле

,

где  аω – межосевое расстояние, мм;

Т2 – вращающий момент на валу червячного колеса, Н·м;

[σ]н – допускаемые контактные напряжения, Н/мм2.

.

По таблице 13.15 [1, стр. 312] полученное значение межосевого расстояния округляем до ближайшего значения из ряда нормальных линейных размеров. В итоге получим

.

4.3.2 Выбираем число витков червяка z1.

z1 зависит от передаточного числа червячной передачи u2.

При   u2 = 10                                  z1 = 4.  

4.3.3 Определяем число зубьев червячного колеса

,

где  z2 – число зубьев червячного колеса;

z1 – число витков червяка;

u2 – передаточное число червячной передачи.

.

4.3.4 Определяем модуль зацепления

,

где  m – модуль зацепления, мм;

аω – межосевое расстояние, мм;

z2 – число зубьев червячного колеса.

.

Значение модуля округляем в большую сторону до стандартного

.

4.3.5 Из условия жесткости определяем коэффициент диаметра червяка

,

где  q – коэффициент диаметра червяка;

z2 – число зубьев червячного колеса.

.

Полученное значение q округляем до стандартного

.

4.3.6 Определяем коэффициент смещения инструмента

,

где  х – коэффициент смещения инструмента;

аω – межосевое расстояние, мм;

m – модуль зацепления, мм;

q – коэффициент диаметра червяка;

z2 – число зубьев червячного колеса.

.

По условию неподрезания и незаострения зубьев колеса значение х допускается в пределах . Т. к. это условие не выполняется, то варьируем значениями q и z2. Принимаем следующие значения

,

.

Повторно определяем коэффициент смещения инструмента

.

Условие выполняется.

4.3.7 Определяем фактическое передаточное число и проверяем его отклонение от заданного

,

,

где  uф – фактическое передаточное число;

z2 – число зубьев червячного колеса;

z1 – число витков червяка;

u – заданное передаточное число.

,

.

4.3.8 Определяем фактическое значение межосевого расстояния

,

где  аω – межосевое расстояние, мм;

m – модуль зацепления, мм;

q – коэффициент диаметра червяка;

z2 – число зубьев червячного колеса;

х – коэффициент смещения инструмента.

.

4.3.9 Определяем основные геометрические размеры передачи

4.3.9.1 Основные размеры червяка:

Делительный диаметр d1, мм

                       ,                              .

Начальный диаметр dw1, мм

                       ,                    .

Диаметр вершин витков dа1, мм

                        ,                      .

Диаметр впадин витков df1, мм

                        ,                    .

Делительный угол подъема линии витков γ , град

                        ,                        .

Длина нарезаемой части червяка b1, мм

                        ,       ,  т. к. 

                        .

4.3.9.2 Основные размеры венца червячного колеса:

Делительный диаметр d2, мм

Начальный диаметр dw1, мм

                        ,                   .

Диаметр вершин зубьев dа2, мм

                        ,           .

Наибольший диаметр колеса dам2, мм

                        ,                 .

Диаметр впадин зубьев df2, мм

                        ,     .

Ширина венца b2, мм, при z1 = 4  

                        ,                       .

Радиусы закруглений зубьев, мм

                        ,                    .         

                        ,              .

Условный угол охвата червяка венцом колеса 2δ, град

                        ,                ,

                        .

4.4 Проверочный расчет

4.4.1 Определяем коэффициент полезного действия червячной передачи

,

где  γ  – делительный угол подъема линии витков, град;

φ – угол трения. Определяется в зависимости от фактической скорости скольжения по таблице 4.9 [1, стр.74]

,

где  vs– фактическая скорость скольжения, м/с;

uф – фактическое передаточное число;

ω2 – угловая скорость вала червячного колеса, 1/с;

d1 – делительный диаметр червяка, мм;

γ  – делительный угол подъема линии витков, град.

,

,

.

4.4.2 Проверяем контактные напряжения зубьев колеса

,

где  σН – контактные напряжения зубьев колеса, Н/мм2;

q – коэффициент диаметра червяка;

х – коэффициент смещения инструмента;

z2 – число зубьев червячного колеса;

аω – межосевое расстояние, мм;

К – коэффициент нагрузки. Принимается в зависимости от окружной скорости колеса.

T2 – вращающий момент на валу червячного колеса, Н·м.

[σ]Н – контактные напряжения зубьев колеса, Н/мм2. Уточняется по фактической скорости скольжения по формулам таблицы 3.6 [1, стр.55].

,

где  v2– окружная скорость колеса, м/с;

ω2 – угловая скорость вращения вала червячного колеса, рад/с;

d2 – делительный диаметр червячного колеса, мм.

,

,

,

.

 


Определяем недогрузку (перегрузку) передачи. Допускается недогрузка передачи не более 15% и перегрузка не более 5%.

,

.

Условие выполняется.

4.4.3 Проверяем напряжения изгиба зубьев колеса

,

где  σF  – напряжения изгиба зубьев колеса, Н/мм2;

YF2 – коэффициент формы зуба колеса. Определяется по таблице 4.10 [1, стр.75] в зависимости от эквивалентного числа зубьев колеса;

Ft2 – окружная сила на колесе, Н;

b2 – ширина венца червячного колеса, мм;

m – модуль зацепления, мм;

К – коэффициент нагрузки;

[σF ] = 106 – допускаемые напряжения изгиба зубьев колеса, Н/мм2.

,

где  T2 – вращающий момент на валу червячного колеса, Н·м;

d2 – делительный диаметр, мм.

.

,

где  zv2 – эквивалентное число зубьев червячного колеса;

z2 – число зубьев червячного колеса;

γ – делительный угол подъема линии витков, град.

,

,

.

Результаты расчетов сводим в таблицу 4.2.

Таблица 4.2 – Параметры червячной передачи

Проектировочный расчет

Параметр

Значение

Межосевое расстояние аω, мм

140

Модуль зацепления m, мм

6

Коэффициент диаметра червяка q

9

Делительный угол подъема витков червяка γ, град

23,96

Угол обхвата червяка венцом , град

91

Число витков червяка z1

4

Число зубьев колеса z2

39

Ширина зубчатого венца колеса b2, мм

45

Длина нарезаемой части червяка b1, мм

106,1

Диаметры червяка, мм

             делительный d1

             начальный dw1

             вершин витков da1

             впадин витков df1

54

45,96

66

39,6

Диаметры колеса, мм

             делительный d2 =dw2

             вершин зубьев da2

             впадин зубьев df2

             наибольший daм2

226

230

203,5

235

Проверочный расчет

Параметр

Допускаемые значения

Расчетные значения

Приме-чание

Коэффициент полезного действия η

0,89

Контактные напряжения σН, Н/мм2

254

216

Недо-

грузка 14,9%

Напряжения изгиба σF, Н/мм2

106

16,4

Недо-

грузка

5 Нагрузки валов редуктора

5.1 Определяем силы в зацеплении закрытой передачи

Значения сил определяются по таблице 6.1 [1, стр.97]

Таблица 5.1 – Силы в зацеплении закрытой передачи

Вид передачи

Силы в зацеплении

Значение силы, Н

на червяке

на колесе

на червяке

на колесе

Червячная

Окружная

2211

4340

Радиальная

1579,6

Осевая

4340

2211

где  T1 – вращающий момент на валу червяка, Н·м;

T2 – вращающий момент на валу червячного колеса, Н·м;

d1 – делительный диаметр червяка, мм;

d2 – делительный диаметр червячного колеса, мм;

α = 20° – угол зацепления.

5.2 Определяем консольные силы

Значения сил определяются по таблице 6.2 [1, стр.97]

Таблица 5.2 – Консольные силы

Вид передачи

Характер силы по направлению

Значение силы, Н

Плоскоременная

Радиальная

700

Муфта на тихоходном валу

Радиальная

5633,6

Схема нагружения валов червячного одноступенчатого редуктора

Похожие материалы

Информация о работе