Фет Афанасий Афанасьевич - философские и эстетические взгляды. Библиография, страница 4

В красоте заключен вечный источник вдохновения, ее «всепобедная власть»  такова, что и пройдя сквозь тысячелетия, она обладает все той же творческой, преображающей силой. Античной статуи не нужно воскресать, потому что она не умирала. Многовековое расстояние, отделяющее ее от современников, преодолевается: неподвижный мрамор выглядит движущимся, дышащим, трепещущим телом. 

Поэт стремится  найти свой идеал именно в античности. Античность была для поэта  материалом и источником построения идеала. Мифологический сюжет – это форма постижения древнего мира и современности, при помощи которых Фет исследует «природную» сущность человека. Поэт занимается интерпретацией и реконструкцией мифа.

В антологических стихотворениях древность предстает как ожившая реальность; прошлое и настоящее своеобразно совмещаются. Природа, любовь, творчество – основные темы этих стихотворений.

Но это на периферии его творчества. Главное – стихи о природе, о радости восприятия мира. Особенность, которую отметили критики, - обыденность тем, красоту Фет видит прежде всего в простых явлениях природы («Я жду. Соловьиное эхо», «Я люблю многое, близкое сердцу»).

Природа Фета – это вереница прекрасных моментов. Они прекрасны не потому, что они редки, а просто потому, что это жизнь.

Как можно назвать его метод? Если исходить из жизненной концепции, то романтизм. Но конкретность, подробности окружающей природы, точность – это реализм.

Импрессионизм.  В это время в России такого направления не было, да и вообще не было в литературе. Это появляется во Франции в живописи в начале 20 века. Это типологическое сходство ненамеренное, случайное.

Импрессионизм идет от впечатления. «Реалисты минуты». Они отказываются от общего значения предмета, а изображают его таким, каким видят в эту минуту, в данных обстоятельствах. Т.е сливается объективное и субъективное, мир и художник. В каждом импрессионистическом произведении есть зримая радость открытия мира. Мир каждый раз открывается, видится по-новому.

Живопись не может передать время, она передает миг. Фет виртуозно передает миг, но его больше занимает процесс,  и он разворачивает процесс в мгновении, как бы замедляя миг. «Вечер», «Шепот, робкое дыханье», «Ласточки пропади», «Пчелы», «В дымке - невидимке», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер», «над озером лебедь в тростник потянул», «Только в мире и есть».

Внутренний стержень фетовских стихотворений – это не логика (как у Тютчева), это не поток яркого чувства (как  у Пушкина), а это прихотливая ассоциация, ассоциация связей. Поэтому появляется лирический подтекст.

Тютчев завидовал Фету. Тютчеву казалось, что у него есть только инстинкт слепого, а Фет видит природу. Фет и Тютчев очень близки в восприятии природы, но у Тютчева человек и природа все-таки разъединены. Человек восторгается природой, рвется к ней, но отделен. У Фета человек – клеточка природного мира.

Фет очень любит ловить в природе переходные моменты, состояния (от импрессионизма), то, что трудно заметить, уловить, назвать даже словом («Вечер»). Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более короткие отрезки сезонов: поздняя осень – «Старый парк», «Еще весна душистой негой».  Фет любит описывать точно определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе («Весенний дождь»).

Явления природы у него описываются детальнее, конкретнее, чем у предшественников. У Фета нет деревьев, растений, птиц и насекомых вообще, все предельно конкретно и точно. «Степь вечером», «Жду я тревогой объят».

У Фета есть цикл о природе «Времена года» (противоположный Пушкинскому), т.е. осень, как и для всей природы, время умирания, а весна – рождения заново. Осенью, когда умирает природа, умирает и поэт. Он может передать это даже без осеннего пейзажа, а только передачей настроения – хандра.