Творческий путь Ивана Сергеевича Тургенева

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Первый роман – «Рудин», 56г. В содержании анахронизм. Формально события 30-х г., взгляд 50-х. Роман разворачивает суд над лишним человеком. В результате герой оправдан, но для прошлой эпохи. Тургенев оправдывает Рудина при всех его слабостях, но именно этот роман предъявлял новую претензию к лишнему человеку. Это несоответствие дела и слова. Это претензия уже эпохи 60-х гг.

Роман еще схематичен и наметит определенную схему тургеневского романа, высветит особенности тургеневского мастерства.

Это особое чувство времени, чуткость к тому, что еще носится в воздухе; способность угадать новые потребности, новые идеи, «вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество» (Добролюбов). Романы как своеобразная летопись смены разных умственных течений в культурном слое русского общества.

1.  «Рудин», 55-56г. – идеалист-мечтатель, лишний человек,

2.  «Дворянское гнездо», 58-59г. – отражает стремление к слиянию с народом,

3.  «Накануне», 59-60г. и

4.  «Отцы и дети», 61-62г. представляют нового человека,

5.  «Дым», 67г. – бездорожье,

6.  «Новь», 76г. – новая волна общественного подъема 70-х гг.

Романы поэтому всегда строго приурочены к узкому отрезку историческому времени, точная хронология играет большую роль.

Начало романа – широкая экспозиция, где нет героя, представляет обстановку и знакомит с другими персонажами. Знакомство героя начинается с подробного портрета. Герой показан в минуты максимального подъема и расцвета своих жизненных сил. Минуты могут быть как счастливыми, так и трагическими. Высокая героиня (даже выше героя), отсюда особая роль любви. Любовь как испытание, своего рода проверка на жизнеспособность не только в интимных, но и в общественных убеждениях. Заканчивается любовная история – заканчивается связный рассказ, дальше – одиночные встречи. Все завершает эпилог.

Сиюминутные события, социальные типы и конфликты даны на фоне вечности, то есть присутствие философского фона. Действие романа разворачивается в сфере идей. Отсюда большое количество споров, разговоров о современных идеях.

Итак, «Рудин», 55-56гг. Экспозиция знакомит с тем миром, в который входит герой. Здесь средние люди, и хорошие, и не очень (Пигасов, Пандалевский). Внешность главного героя дисгармонична: высокий рост и сутуловат, широкая грудь и тонкий голос, эффект обманутого ожидания. Тургенева можно сравнить с Лермонтовым. Описание деталей после долгого рассматривания. Но у Лермонтова есть психологический комментарий каждой черте героя, у Тургенева этого нет. Вереница портретов нужна для того, чтобы показать развитие героя. Портреты реалистичны. Этого человека должен представлять читатель, и тургенвский портрет подчеркивает индивидуальность.

В первый вечер Рудин безусловно положителен, говорит красиво, темпераментно и образно. Тургенев очень хорошо изучал гегелевскую философию. Рудин получил блестящее университетское образование (Берлин). Современники без труда узнавали в нем М. Бакунина. Хотя в речи Рудина и здесь заметен небольшой изъян: говорит увлекательно, но не совсем ясно и четко.

 Встреча у Авдюхина пруда: вновь описание внешности дисгармонично (голова перевешивает). Решение Натальи Ласунской чисто женское.  Для нее Рудин – человек подвига, герой, за которым она готова идти безоглядно на любые жертвы.Она приняла решение и теперь ждет нужных слов от Рудина. Рудин тянет-тянет и в итоге: покориться. Он ведет себя не по-мужски, смешон.

Рудин не изменяется от первой до второй сцены, изменилось наше отношение к нему, наша точка зрения. Но он меняется в течение всего романа, меняется и Лежнев: из прокуроры, в адвокаты. И именно ему дано в финале романа оценить Рудина: «доброе слово тоже дело». Рудин сделал то, что мог сделать.

Первоначальное название романа «Гениальная натура», что за ним? Гениальность – это способность к просвещению, разносторонний ум, широкая образованность; натура: твердость воли, острое чувство общественного, исторического времени, потребностей, идей, умение претворять слово в дело. Но по отношению к главному герою подобное определение звучит иронично: есть гениальность, но нет натуры, есть талант пробуждать умы и сердца людей, но нет сил и способностей вести за собой.

Похожие материалы

Информация о работе