Описание конструкции двигателя 2ДТА, страница 2

Привод кулачкового вала и топливного насоса осуществляется двухрядной роликовой цепью от коленчатого вала. В привод входят:

– рычаг;

– звездочка кулачкового вала  Z=38;

– успокоитель цепи;

– цепь  Z=114;

– звездочка топливного насоса  Z=38;

– звездочка коленчатого вала  Z=19;

– фиксатор;

– натяжитель цепи;

– счетчик моточасов.

Особенностью привода является применение полуавтоматического натяжного устройства и успокоителя цепи. Для регулирования натяжения цепи необходимо отвернуть фиксирующую гайку, при этом цепь натягивается рычагом через звездочку.

Смазка звездочек, цепи и подшипников производится разбрызгиванием. 

1.5  Системы  смазки  и  охлаждения    

В системах смазки и охлаждения в качестве рабочей жидкости используется масло, общее для двух систем. Обеспечение систем маслом осуществляется одним масло- агрегатом с двумя насосами, имеющими общий маслозаборник и разделанные выходы масла.

Система охлаждения жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Она предназначена для отвода тепла от горячих деталей дви- гателя.

Возможен один из следующих путей движения ОЖ, зависящий от ее температурного состояния и соответствующего ему положения клапанов термостата.

1. При температуре ОЖ до 78…82°C из патрубка через открытый байпасный клапан термостата  и трубопровод ОЖ сливается в картер, минуя радиатор. Такая циркуляция ОЖ соответствует режиму работы холодного двигателя и способствует ускорению его прогрева.

2. При температуре ОЖ в интервале  82…92°C выходя из патрубка, ОЖ разделяется на два потока. Один поток полностью повторяет путь, соответствующий режиму работы холодного двигателя; другой – проходит через радиатор, где ОЖ охлаждается и через открытый основной клапан термостата и трубопровод так же сливается в картер. Такая циркуляция ОЖ соответствует режиму работы не полностью прогретого двигателя.

3. Температура ОЖ достигла 94°C – байпасный клапан термостата полностью закрыт, а основной клапан открыт. При этом вся ОЖ из патрубка проходит через радиатор и сливается в картер. Это режим работы – полностью прогретого двигателя.

В картере двигателя происходит смешивание ОЖ (масла) систем охлаждения и смазки, и выравнивание температур перед поступлением в системы.

Система смазки комбинированная, циркуляционная с мокрым картером. К подшипникам скольжения и топливному насосу масло подводится под давлением. Разбрызгиванием масла смазываются: рабочая поверхность цилиндров, поршневые пальцы, подшипники качения и шестерни приводов агрегатов. Очистка масла – полнопоточная.

Система смазки состоит из секции маслоагрегата, редукционного клапана, масляного фильтра тонкой очистки и масляных каналов.      

1.6  Система  подогрева  воздуха 

 Система повышает температуру воздушного заряда в цилиндрах посредством подогрева воздуха в воздушном ресивере двигателя.

Подогрев осуществляется в результате смешивания продуктов сгорания, имеющих высокую температуру, с холодным всасываемым воздухом. Основным элементом системы является свеча факельная штифтовая, которая устанавливается на впускном коллекторе двигателя.

Топливо после фильтра проходит через жиклер и попадает в кольцевую полость – испаритель, образуемую поверхностью нагревательного элемента и трубкой, к которой припаяна сетка. В кольцевой полости, на сетке и гильзе происходит интенсивное испарение топлива.

Применение системы позволит обеспечить пуск двигателя в осенне-зимний период эксплуатации.  

1.7  Система  питания  топливом

Система питания топливом предназначена для подачи топлива в цилиндры двигателя в определенные моменты времени и в количествах, необходимых для его работы на различных режимах.

 Система питания топливом состоит из: фильтра тонкой очистки топлива; ручного топливоподкачивающего насоса; топливоподкачивающего насоса коловратного типа; трубопровода высокого давления; форсунки; топливного насоса высокого давления (ТНВД), объединенного в одном корпусе с элементами регулятора.

ТНВД, элементы регулятора и топливоподкачивающий насос объединены в отдельный агрегат, что обеспечивает простоту установки на изделие.

При пуске двигателя система прокачивается ручным топливоподкачивающим насо- сом, имеющим прямой и обратный клапаны.

Топливный насос высокого давления состоит из корпуса, с расположенными в нем элементами регулятора, толкателя в сборе, пружины, кулачкового вала, клапана нагне- тательного, втулки, плунжера, золотника, штуцера и нажимной гайки.

Отличительной особенностью ТНВД является то, что золотник имеет угловое и осевое перемещение, а плунжер зафиксирован от углового перемещения в пазу гильзы.

Форсунка должна обеспечивать мелкое распыливание топлива, четкую отсечку и интенсивное впрыскивание в камеру сгорания в широком диапазоне скоростных и нагрузочных режимов.

Для разработанного двигателя применена форсунка закрытого типа с гидромеханическим способом управления иглой. Распылитель с иглой крепятся к корпусу форсунки гайкой.

Топливо подводится к корпусу форсунки через предохранительный фильтр щелевого типа, задерживающий частицы размером более 40…50 мкм, и далее по каналу поступает в расточку распылителя. Отвод топлива, просочившегося по зазору «распылитель – игла» осуществляется между впрысками через обратный шариковый клапан, поджатый пружиной, и по каналу в полость распылителя, что значительно упрощает топливную систему.