Системы двигателя. Системы воздухоснабжения, пуска, охлаждения, смазки и топливоподачи, страница 4

2)  Основной клапан 1 термостата полностью открыт, при этом байпасный 6 закрыт, вследствие чего закрыт и дополнительный клапан 5 - ОЖ на­правляется в радиатор, охлаждается и подается в двигатель. Это режим работы прогретого двигателя, рисунок 3.4г.


а - при подогреве двигателя от подогревателя жидкостного; б - при работе непрогретого двигателя; в - после начала открытия основного клапана термостата; г - при работе прогретого двигателя; 1 - основной клапан; 2, 3, 4 - жиклеры; 5 - дополнительный клапан;

6 - байпасный клапан.

Рисунок 3.4 – Схема работы термостата

Существует и промежуточное расположение клапанов, а именно; открыты оба клапана термостата, рисунок 3.4в. При этом поток раздваивается и через радиатор идет лишь часть жидкости. Через жиклер 2, установленный в термостате, происходит постоянная циркуляция части ОЖ через радиатор, через жиклеры 3 и 4 обеспечивается опорожнение термостата при сливе ОЖ.

Для контроля функционирования системы предусмотрена установка датчика температуры и датчика - сигнализатора предельной температуры выходя­щей из двигателя ОЖ, а также датчика - сигнализатора уровня ОЖ в системе. Слив ОЖ из системы производится через клапан, установленный на двигателе.

Водяной насос (рисунок 3.5) центробежного типа с встроенным повышающим редуктором (i=l,77). Основные детали, в том числе и пара трения торцевого уплотнения, унифицированы с деталями насосов мощностного ряда двухтактных дизелей и прошли достаточный уровень эксплуатационной проверки на дизелях народнохозяйственного и специального назначения. Привод насоса осуществляется шлицевым валиком от продувочного коленчатого вала.

Термостат установлен на выходе ОЖ из двигателя. В нем применен термоэлемент ТС107-1306-100-01 ТУ 37.033.1275-87. Схема работы термостата представлена на рисунке 3.4, а его работа рассмотрена выше, при рассмотрении работы системы охлаждения в целом.


1 - плита; 2,23 - шестерни; 3 - вал; 4 - корпус; 5 - крыльчатка; 6 - манжета;

7,21 - уплотнительные кольца; 8 - амортизатор; 9 - гофр-сальник; 10 - пружина; 11 – кольцо упорное; 12 - шайбы упорные; 13 - шайба; 14 - шайба уплотнения;  15, 22 - прокладки;

16 - пружина   манжеты; 17 - кольцо; 18 - раструб; 19,27 - болты; 20,26 - шайбы стопорные; 24 - болт призонный; 25,29 - шарико-подшипники; а - контрольное отверстие.

Рисунок 3.5 – Водяной насос

3.4 Система смазки

Система смазки предназначена для подвода масла ко всем трущимся со­пряжениям, поддержания заданного температурного режима деталей, очистки масла от продуктов износа и нагарообразования и защиты деталей от корро­зии.

Система обеспечивает следующие параметры:

1  Циркуляция масла через двигатель                          3500 кг/ч

2  Максимальная температура масла на                                                                               373 К
выходе из изделия

3  Теплоотдача в систему                                         25000 ккал/ч

4  Частота вращения ротора масляного                   6000±1000 мин"1
центробежного фильтра (МЦФ)

5  Грязеемкость ротора                                            0,8 кг

6  Периодичность очистки                                       500 ч

7  Суммарная производительность отка-                14000 кг/ч
чивающих масляных насосов

В системе смазки используется следующее масло:

-  для летней эксплуатации                М10Г2К, М16ИХПЗ, Галол 4042-Т;

-  для зимней эксплуатации               М8В2С, М8Г2К;

Система смазки - комбинированная, с сухим картером. Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатых и кулач­кового вала, верхней головке шатуна (ВГШ), к топливным насосам, турбине, нагнетателю, компрессору воздушному, к насосу регулятора, гидромуфте при­вода стартер-генератора и др.