Системы двигателя. Системы воздухоснабжения, пуска, охлаждения, смазки и топливоподачи, страница 2

Для улучшения условий запуска и дополнительного снижения инерционных нагрузок на переходных режимах верхняя шестерня 10 выполнена в виде обгонной муфты, отключающей инерционную массу турбины при пуске и разгоне коленчатых валов.

Радиальные нагрузки в зубчатых зацеплениях привода воспринимаются подшипниками, установленными в специальных стаканах корпуса 9 и плиты 11 (рисунок 3.1).

Осевая нагрузка вследствие разности давлений воздуха перед и за рабочим колесом воспринимается шариковым радиально-упорным подшипником 15. Все остальные подшипники - роликовые. Между роликоподшипником 18 ротора компрессора и его стаканом установлены два кольца, выполняющие роль упругой опоры. Это позволяет уменьшить критическую частоту вращения ротора до значений, лежащих ниже рабочего диапазона.

Масло для смазки и охлаждения подшипников привода компрессора и поверхностей трения дисковых муфт поступает из системы смазки двигателя. Из крышки передачи масло подводится в корпус 9. Здесь оно разветвляется на два потока. Часть масла по каналам в корпусе направляется к форсунке 17 для смазки подшипника 18 ротора и форсуночным отверстиям 11 и 12 для смазки подшипников верхней шестерни 8 и дисковых муфт 19.

Масло из отверстия 21 предназначено для смазки фрикционных дисков и втулок зубчатых венцов дисковых муфт 20. Масло из отверстия 12 предназначено для смазки роликов обгонной муфты.

Другая часть масла подводится к плите 10. По каналам в ней оно поступает к специальным форсункам, из которых струями подается на подшипники верхней шестерни, ротора компрессора и дисковых фрикционных муфт. Подшипники упругой муфты 22 смазываются масляным туманом, образующимся в результате барботажа в полости привода. Попадание масла из полости привода в воздушную полость за рабочим колесом предотвращается безрасходным графитовым уплотнением. Отработавшее масло стекает в нижнюю часть кор­пуса привода и через отверстия в крышке главной передачи сливается в картер двигателя.

На двигателе используется одноступенчатая центростремительная турбина для преобразования энергии выпускных газов в механическую работу с максимально возможным коэффициентом полезного действия при сравнительно небольших расходах газа и минимальных габаритах.

Пропускная способность турбины, определяется проходным сечением безлопаточного соплового аппарата, должна обеспечивать минимальные потери и получение необходимой мощности турбины.

Турбина состоит из корпуса 7 (рисунок 57), ротора 10, входника 1 с безлопаточным сопловым аппаратом (БСА), задней крышки 3 и шестерен 2 и 5 редуктора.

Корпус 7 отлит из алюминиевого сплава АК5М (АЛ5). В корпусе выполнены каналы для подвода сжатого воздуха, охлаждающего ротор, и масла для смазки подшипников ротора и шестерен редуктора. В корпусе имеются внутренние полости, в которых циркулирует ОЖ из системы охлаждения дизеля.

Ротор турбины 10 сварной, состоит из 58 литых рабочих лопаток и вала, приваренных к диску. Рабочие лопатки и диск выполнены из жаропрочных сталей. Вал ротора установлен на шариковом 6 и роликовом 9 подшипниках. Подшипники установлены на шейках ведущей шестерни 2. Компенсация температурных расширений вала ротора 10 и шестерни 2 осуществляется упругим компенсатором 8. Осевые усилия, возникающие при работе турбины, воспринимаются шариковым подшипником 6 и передаются на корпус турбины 7 через заднюю крышку 3. Вал ротора охлаждается маслом, поступающим во внутреннюю полость вала из блока дизеля.

Сжатый воздух, подведенный в полость между диском ротора 10 и крышкой 13, кроме охлаждения диска выполняет роль воздушного затвора, исключающего возможность проникновения выпускных газов в картерную полость блока. Для предотвращения попадания выпускных газов в полость сжатого воздуха на периферии диска ротора 10 и входника 1 предусмотрено лабиринтное уплотнение, а для отделения этой полости от картерной полости блока со стороны роликового подшипника 9 установлено комбинированное уплотнение, состоящее из уплотнительного графитового кольца 11 и двух разрезных упругих колец 12. Разрезные кольца 12 устанавливаются с диаметрально противоположным расположением замков, обеспечивая уплотнение радиального зазора.