Аппаратура управления электроприводами. Контакторы, кнопки управления. Поляризованное реле и вибропреобразователь

Страницы работы

Содержание работы

§ 2. АППАРАТУРА  УПРАВЛЕНИЯ    ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ


Контакторы. В большинстве случаев рабочий орган, осуществля­ющий технологический процесс, приводится в действие электродвигате­лем. В этом случае управление технологическим процессом сводится к управлению электроприводом.

Напомним, что термин «электропривод» включает в себя: 1) электро­двигатель или электромагнит, приводящий систему в движение, 2) различ­ного рода передачи, включенные между электродвигателем или электро­магнитом и рабочим органом и 3) аппаратуру, которая управляет ра­ботой электродвигателя.

Управление электроприводами преимущественно осуществляется релейно-контакторной аппарату­рой. Применяются также магнит­ные, электромашинные и ионно-электронные управляющие элемен­ты и усилители.

Наиболее перспективным явля­ется бесконтактное управление, осуществляемое полупроводнико­выми и магнитными усилителями. Однако пока это управление на заводах железобетонных изделий применяется ограничено.

Основным     аппаратом,    вклю­
чающим  и отключающим от элек­
тросети электродвигатель, являет-
Рис.   4.10.   Схема    контактора            ся  контактор и магнитный пуска-

тель. Контакторы изготовляются разнообразных конструкций и представ­ляют собой электрический выключатель, который замыкается и размыка­ется с помощью электромагнита. На рис. 4.10 представлена конструктив­ная схема контактора. На валу 1 укреплены подвижные контакты 2 и якорь 3 электромагнита. Когда катушка 4 находится под током, якорь 3 втягивается и подвижной контакт 2 прижимается к неподвижному 10. К неподвижному контакту обычно подводится напряжение сети, а подвиж­ной соединяется с зажимом двигателя. Когда подвижной контакт прижи­мается к неподвижному, цепь замыкается и двигатель или другой приемник оказывается под напряжением. Если катушка 4 будет обесточена, якорь 3 под действием собственного веса и пружины 12 отпадет и подвижной кон­такт 2 отойдет от неподвижного контакта 10. Цепь разомкнётся. Дуга, возникающая при размыкании цепи, гасится в камере 7, изготовленной из огнестойкого материала. На каждом полюсе контактора имеется такая дугогасящая камера. Камеры имеют решетки, состоящие из изолированных друг от друга стальных пластинок 8. Дуга под действием динамических усилий попадает на пластинки, разбивается на ряд последовательных дуг и гаснет. На сердечнике электромагнита помещаются короткозамкнутые витки 5. Благодаря этим виткам часть магнитного потока, проходящего через сердечник, сдвигается во времени. Поэтому переменное тяговое усилие, возникающее между сердечником и якорем электромагнита, имеет меньшие колебания, что значительно уменьшает вибрацию якоря.

Помимо главных контактов 2 и 10, имеются блокконтакты б, рассчи­танные на ток 5 а. Эти контакты осуществляют переключения в цепях управления. Все детали контактора крепятся на изоляционной плите 11. Подвижные контакты 2 соединяются с зажимами, укрепленными на па­нели 11 гибкими соединениями 9 из ленточной латуни.

Контакторы могут иметь различное число главных (рабочих) контак­тов и различное число блок-контактов. Как рабочие контакты, так и блок-контакты могут быть как замыкающими, так и размыкающими. Замы­кающими контактами называются контакты, которые размокнуты при обес­точенной катушке и замкнуты при притянутом якоре. Размыкающими называются контакты, которые при обесточенной катушке замкнуты.

Трехполюсный контактор (с тремя замыкающими главными контак­тами) и с одним замыкающим блок-контактом называется магнитным пу­скателем.

Магнитные пускатели бывают открытыми в защищенном, закрытом и во взрывобезопасном исполнениях и широко применяются при автомати­зации  управления  электроприводами.

В магнитные пускатели часто встраиваются тепловые реле, защищающие
электродвигатели от перегрева. В некоторых конструкциях в корпус пус­
кателя встраивается кнопоч-                                   ^
ная   станция.

Контакторы или магнит­ные пускатели подключают и отключают статор электро­двигателя от   сети.   Вообще

все   переключения   в цепях                        а)                           б)                          в)

рабочего тока, т. е. В цепях рис 4.11. Конструктивная схема кнопочных
статора и ротора электродви-                                              станций

гателя,      при     релейно-кон-

такторном управлении осуществляется контакторами. Для управления работой контакторов, т. е. включения и отключения от сети их катушек, создаются специальные электрические цепи, которые называются цепями управления.

Для различных переключений в цепях управления предназначены командоаппараты. К ним относятся: 1) кнопки управления, 2) командо-контроллеры, 3) универсальные переключатели, 4) путевые или конечные выключатели.

Кнопки управления. Рабочий элемент кнопки управления, конструк­тивная схема которого представлена на рис. 4.11, состоит из двух непод­вижных контактов / и 2 с зажимами. Эти контакты перемыкаются подвиж­ным контактом 3 мостикового типа. Если контакт кнопки управления замыкающий (рис. 4. И, а), то подвижной контакт находится над непо­движными и удерживается в этом положении пружиной 4. При нажа­тии штифта 5 пружина сжимается, мостиковый контакт опускается вниз и перемыкает неподвижные контакты. При этом цепь замыкается. Если контакт кнопки управления размыкающий (рис. 4.11, б), то подвижной кон­такт прижимается пружиной к неподвижным контактам снизу и при нажа­тии штифта опускается вниз разрывная цепь, сжимая пружину.

Похожие материалы

Информация о работе