Измерение аффективных характеристик цветов и субъективных ценностей методом парных сравнений, страница 4

X - медианы цветового предпочтения испытуемого (метод балльных оценок);

Y -шкальные значения цветов (метод парных сравнений).

Присвоение рангов шкальным значениям цветов проводится так же как в лаб. раб. №1 Для этого располагаем шкальные оценки в возрастающий ряд и в возрастающем порядке каждому данному присваиваем свой ранг. Равным значениям шкальных оценок присваиваем средний ранг.

Показатель

Порядковая шкала балльных оценок цветов испытуемого

Чёрный

Красный

Алый

Тёмно-серый

Тёмно-синий

Синий

Коричневатый

Ярко-зелёный

Жёлтый

Светло-сиреневый

Бирюзовый

Медиана (Me)

-3,29

-3,29

-3,22

-2,41

-1,39

-0,95

-0,44

1,9

4,24

4,75

5,12

Промежуточное значение ранга

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Ранг

1,5

1,5

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Рассчитанные значения рангов заносим в табл. коэффициент корреляции рангов Спирмена (  rs):

rs=1-6*77,75/113-11=0,65

Проверка коэффициента корреляции рангов Спирмена rs на достоверность проводится в соответствии с разделом 8 лаб. раб. №1.

rs= +0,65; P< 0,95; недостоверно.

Таким образом, оценки приятности цветов, произведённые испытуемым методом балльных оценок и методом парных сравнений, обладают недостоверной положительной корреляцией.

8. ГРАФИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПОРЯДКОВЫХ И ИНТЕРВАЛЬНЫХ ШКАЛ, ПОЛУЧЕННЫХ МЕТОДОМ БАЛЛЬНЫХ ОЦЕНОК И ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ

Для сравнения порядковой и интервальной шкал используются данные, полученные испытуемым при балльной оценке цветов (лаб. раб. №1) и данные, полученные испытуемым при оценке цветов полученных методом парных сравнений в настоящей работе.

Шкалы индивидуальных цветовых предпочтений:

а - порядковая шкала, полученная методом балльных оценок;

  б - интервальная шкала, полученная методом парных сравнений


 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ

По результатам работы можно сделать вывод о том, что коэффициента корреляции рангов Спирмена  (rs) недостоверен, так как rs= +0,65; P< 0,95; поэтому вывод о закономерности цветовых предпочтений испытуемого и группы делать невозможно. Такой  недостоверный результат можно объяснить действием как внешних (фоновой шум), так и внутренних (усталость, плохое самочувствие испытуемого) причин.

 ЛИТЕРАТУРА

1. Вудвордс Р. Экспериментальная психология. - М.: Иностранная литература, 1950.

2. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б.. Измерение в психологии. М.: Смысл, 1998.

3. Хрестоматия по психологии. Выпуск 3. Субъект познания/ Под ред. В.В. Петухова. М.: Российское психологическое общество, 1998.

4. Экспериментальная психология, вып. 1, 1.1 Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М.:

Прогресс, 1966.

5. Экспериментальная психология, Ч. 1./ Под ред. С.С. Стивенса. М.: Иностранная литература, 1960.