Ответы на экзаменационные вопросы № 1-40 дисциплины "Философия" (Мировоззрение и его исторические типы. Наука и ее роль в обществе)

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

первопричины, затем это все не исчезает, а дает жизнь новым предметам. Ничего не бывает из ничего. Обращались к проблемам природы, но первопричину всего видели в боге. Центральная про­блема - космос как противоположность хаосу. Космос - разумное и одухотворенное начало. Космос в переводе - украшение. Бог воссоединяется с природой - пантеизм. С точки зрения милетской школы природа божественна, она обменивается энергией с душой человека. Это материалистическая школа.

Фалес. Являлся одним из семи мудрецов древней Греции. Был купцом в странах Др.Востока и привез оттуда много идей. Был гидроинженером и построил ирригационный канал. Являлся инициатором философии “физиса”; пытался определить, что есть первопричина - некая суще­ственность, остающаяся постоянной при всех превращениях. Первопричина = первооснова = физис - в любом смысле это первая и фундаментальная реальность, то, что всегда первична и постоянна. Все в этом мире являет­ся вечным, ничто не происходит из ничего. Основа всего - некая жидкость - вода, но не в прямом смысле слова, а как некая жидкость, дающая начало всему живому. “Питание всех вещей - влажно. Высыхание всего - есть смерть.” Вода принимает любую форму. Этим и обусловлено многообразие окружающего мира.

Фалес был многогранным человеком. В 585г. до н.э. правильно предсказал солнечное затмение. Пытался объ­яснить расположение небесных тел. Земля - плоский диск и плавает в жидкости. Ближе всех к земле расположе­ны звезды, затем луна, а дальше всех - Солнце.

Анаксимандр(конец 7-го в. до н.э. - начало 2-й половины 6-го в. до н.э.) - ученик Фалеса. Первым написал научный труд в прозе - “Трактат о природе”. Идея Фалеса показалась ему заманчивой, но он все-таки считает первоосновой всего сущего - апейрон (в пер. - беспредельное). Апейрон - нечто безграничное и вечное. Алейрон и количественно и качественно безграничен, и именно он дает начало бытия различных вещей, ограничивая их различным образом.

Пытался правильно предсказывать погоду. Пытался составить первую карту мира и глобус, выдвинул гипотезу о происхождении и эво­люции видов, выдвинул идею возникновения космоса. Первоначало не имеет границ, из него, теплого и холодного, возникают все миры. Земля парит в воздухе, и имеет форму цилиндра.

Анаксимен (6-й - начало 5-го в.в. до н.э.) - ученик Анаксимандра. Также написал трактат в прозе. Начало всех вещей - воздух, т.к. он не имеет формы и границы, он никогда не убывает. Воздух может разжиматься и сжиматься. Сжимаясь, превращает­ся во влагу, землю и даже камни. Расширяясь он нагревается, становится огнем.

Интересовался астрономией. Правильно расположил небесные тела.

Милет в 5-м веке до н.э. был завоеван персами и с этого момента заканчивается эпоха милетских философов.

Гераклит считал основой, первоначалом всего мира огонь. Космос по его мнению един, а все сущее, никем не сотворенное, всегда было, есть и будет вечно живым огнем, то загорающимся, то гаснущим. Огонь, как основа мироздания вечен, а космос нет. Огонь претерпевает ряд превращений – становится водой (семя мироздания), потом землей и воздухом. Так происходит и в обратном направлении. Гераклит первым стал различать чувственное и рациональное познание. Душа человека приравнивалась к огненному дыханию. Гераклит говорил, что в мире сущ. единство, и оно есть сочетание противоположностей. Борьба закономерна и необходима, т.к. явл. источником создания мира. С именем Гераклита связано развитие диалектических взглядов: «все течет, все меняется» – взгляды получили название стихийной диалектики.

3.Этический рационализм Сократа

Сократ (469 - 399 г.г. до н. э.). Первый Афинский философ. "Легче говорить как Аристотель и жить как Цезарь, чем жить и говорить как Сократ". Никогда не записывал свои мысли. Бескорыстно вел беседы на улицах города. Старался заставить людей думать, задавал наводящие вопросы, приводил с помощью этих вопросов (даже глупо­го) к истине. Побуждал людей думать о самих себе, о нравственности, что есть сущность человека, природа чело­века и его последняя реальность. Не доверял практическому знанию. Интересовался не постройками и городами, космосом, а людьми и их внутренним миром. Основная цель философии Сократа – проблема человека. Философию Сократа часто называют этический рационализм (главный вопрос – нравственный, но он решается рационально – с помощью разума). "Истина внутри нас - это душа". Это не только совестливая, но и ин­теллектуальная сущность. Душа человека есть "Я познающее". Сущность человека сосредоточена в его душе. Ценность души состоит в познании.  Тело лишь инструмент души для достижения своих стремлений. Душа должна уметь властвовать над своими инстинктами, т. е. иметь самообладание, должна уметь подавлять животные побуждения. Человек свободен - может выбрать чувственный мир наслаждений или сдер­жанный, рациональный образ жизни. Душа - стержень человека. Счастье по Сократу, не во внешнем, материаль­ном, физическом мире, а внутри нас (не нужно перестраивать окружающий мир). Как человек поймет свое счастье, так он и проживет, т. е. сам закладывает свое счастье. Человек должен быть обращен внутрь самого себя, - основы современного западноевропейского образа жизни. Сократ дополняет понятие добродетели–деятельное начало: если возможность добродетели др. греки приписывали кому угодно, то Сократ считал, что человек должен об­ладать комплексом добродетелей. Для Сократа знания достигаются через понятия к определению, метод индук­ции или диалектический, маевтика т. е. метод движение от частного к общему (обобщение). Сократ считал зна­ние основой добродетели, т. е. источник добродетельных поступков. Плохие поступки есть лишь результат неве­жества. Все моральные нормы поляризованы - или хорошо, или плохо, никаких полутонов. Идея непротивления злу насилием. Жил и погиб со своими убеждениями.  

Последователи Сократа - младшие сократики: Киники (кинизм); Киренайки; Элидская школа; Мегарская школа.

 Киники - Антисфен собрал учеников в Киносарге (резвая собака). Диоген называл себя собакой. Антисфен презирал наслаждения, - душа не должна быть изнежена. Человек должен быть самодостаточной системой, ни в ком и ни в чем не должен

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
310 Kb
Скачали:
0