Оценка доказательств, полученных (на основе) оперативно-розыскной информации

Страницы работы

Содержание работы

Выполнил студент гр.МР-31 Будник.Д.В

                                                                               Доцент, К.Ю.Н. Ищенко Н.C

Оценкадоказательств) полученных (наоснове) оперативно-розыскнойинформации

Фактические данные об обстоятельствах преступления и виновных лицах, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятии, при их фиксации в предусмотренном законом порядке приобретают статус доказательств по уголовному делу. Анализ предыдущих статей показывает значение этих данных на различных стадиях уголовного процесса: при получении поводов и основании для возбуждения уголовного дела, производстве неотложных следственных действий по раскрытию преступления, построении версии и при собирании доказательств, направленных на изобличение виновных лиц. Следовательно, на каждой из этих стадий, направленных на собирание доказательств, обязательной является установленная уголовно-процессуальным законом процедура оценки доказательств (ст. 102, 105 УПК).

В науке уголовного процесса оценка доказа­тельств трактуется как составная часть процесса доказывания, неразрывно связанная с другими сторонами этого процесса: обнаружением, закре­плением' и проверкой доказательств.

Обязанность доказывания, а вместе с этим и оценки доказательств с целью установления наличия на основании уголовной ответственности, вины обвиняемых и других обстоятельств, имеющих зна­чение по уголовному делу, возложена законом на ор­ган уголовного преследования - орган дознания, дознавателя, следователя, прокурора (ч. 2 ст. 102, п. 22 ст. 6 УПК).

Из указанной правовой нормы может быть сделан вывод о том, что при решении вопроса о возбу­ждении уголовного дела по материалам, получен­ным в результате оперативно-розыскной деятель­ности, оценку фактических данных целесообразно производить должностным лицам органа дозна­ния, реализующего оперативно-розыскную ин­формацию, а наиболее эффективным тактическим вариантом реализации является проведение опе­раций по задержанию с поличным или других проверочных и неотложных следственных дейст­вий, приводящих к получению доказательств и тем самым обосновывающих возбуждение дела.

Оценка доказательств, полученных на основе оперативно-розыскной информации в ходе предва­рительного расследования, производится следова­телем, прокурором и судом в соответствии с прин­ципами и правилами, указанными в уголовно-про­цессуальном законе. При этом следует различать оценку доказательств, для решения вопросов о на­правлении и тактике следствия, при построении версий и т.п., т.е. оценочные суждения тактического назначения, и оценку доказательств, для принятия процессуальных решений. Выбор того или иного тактического решения диктуется следственной си­туацией, а оценочное суждение относительно дока­зательства не «привязано» жестко к процессуальной процедуре. В то время как юридически значимое оценочное суждение, например, при решении во­проса о признании вещественного доказательства или предъявлении обвинения, требует учета уста­новленных законом требований к доказательствам. Юридическую силу получают только те доказатель­ства, которые отвечают требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности для разрешения уголовного дела (ст. 105 УПК).

Доказательства, полученные на основе опера­тивно-розыскной информации, как правило, не представляют собой значительную совокупность улик, на основе которых может быть установлена истина. Чаще всего это отдельно взятые доказа­тельства, указывающие на те или иные факты и обстоятельства расследуемого дела. Однако со­гласно ч. 1 ст. 105 УПК оценке подлежит каждое из таких доказательств.

Особенности получения исходной оперативно-розыскной информации, и ее реализации при расследовании уголовного дела определяют неко­торые особенности оценки этих доказательств. При оценке относимости доказательства, по­лученного на основе оперативно-розыскной ин­формации, выясняется в первую очередь вопрос о связи выявленного оперативным путем факта или обстоятельства с преступлением. Широкие позна­вательные возможности оперативно-розыскных мероприятий могут приводить к получению ин­формации о фактах личной жизни или других об­стоятельствах, указывающих на образ жизни или действия проверяемых лиц, но не связанных с пре­ступлением. Реализация этой информации путем производства следственных действий не приводит к получению доказательств, поскольку они не от­носятся к уголовному делу, снижает темпы и ре­зультативность следствия, а нередко «уводит» рас­следование в сторону от предмета доказывания. Такая информация в соответствии со ст. 6 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «Об опера­тивно-розыскной деятельности» (далее - Закон) подлежит уничтожению.

Критерий относимости доказательств обязы­вает оперативно-розыскные подразделения пра­воохранительных органов целенаправленно вести поиск фактических данных, которые обусловлены событием преступления, устанавливают подлежа­щие доказыванию обстоятельства.

Оценка допустимости доказательства пред­полагает получение ответов на вопросы:

•  из предусмотренных ли законом источников получено доказательство;

•  получено ли доказательство в установленном УПК порядке;

•  не было ли допущено при формировании доказательственной информации нарушений конституционных прав и свобод гражданина, требований УПК и иных правил уголовного процесса (ч. 3-5 ст. 105 УПК).

УПК установил, что протоколы оперативно-ро­зыскных мероприятий и материалы, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, являют­ся источниками доказательств (ст. 99, 101), а поэтому отвечают критерию допустимости. Обязатель­ным условием признания этих источников доказа­тельств является их представление, проверка и оценка в установленном УПК порядке (ст. 101). Следовательно, для получения доказательств на основе оперативно-розыскной информации требу­ется проведение только предусмотренных вышена­званным Законом оперативно-розыскных меро­приятий и соответствующее процессуальным нор­мам и процедурам обнаружение, фиксация и изъя­тие носителей доказательственной информации. Любое допущенное при получении и реализации оперативно-розыскной информации нарушение неизбежно ведет к утрате доказательства, как не имеющего юридической силы (ч. 5 ст. 105 УПК).

Похожие материалы

Информация о работе