Модели современной организации производства (Lean Thinking and Manufacturing)

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Содержание работы

В.И. Кочетков, к.э.н., профессор

Модели современной организации производства

(Lean Thinking and Manufacturing)

В последние десятилетия прошлого века термин «Lean» получил исключительно широкое распространение. Это английское слово приобрело во всем мире расширенное толкование и при дословном переводе на русский означая «худой, постный, тощий, скудный, бедный, убогий…», оно стало в сочетании со словом «производство» переводится как «изящное, щадящее, поджарое, растительное, стройное, синхронное, гибкое, тонкое, малозатратное, совершенное, бережливое*». Произошло такое потому, что оно стало характеризовать прорывный подход в менеджменте, обеспечивающий долгосрочную конкурентоспособность при незначительных капиталовложениях.

Сущность внутрипроизводственной концепции бережливого производства (БП) заключается в творческом соединении следующих компонентов:

– высокое качество;

– малые партии продукции и короткие циклы выполнения работ(доставка, изготовление, хранение и т.д.);

– высококвалифицированные работники;

– гибкие производственные технологии.

Главное, что характеризует бережливое производство это минимизация потребляемых ресурсов и активное исключение потерь, отходов и всего того, что не создает ценности. БП позволяет давать все больше и больше, а потреблять при этом все меньше и меньше.

Возникнув в Японии в семидесятые годы прошлого столетия, эта концепция получила признание, она распространится в развитых странах и будущем неизбежно охватит весь мир. По существу происходит смена организационно-экономической формации, господствовавшей с начала прошлого века.

Тейлоровская система организации производства явилась когда-то существенный скачком в уровне организации труда. Она основывалась на тщательном анализе производственного процесса, выявление и распространение лучших приемов труда. Развивая ее Генри Форд реализовал до конца принцип поточной организации в автомобилестроении, осуществил на практике подлинный прорыв в производительности, сократив трудоемкость автомобиля в 10 раз.

Однако к концу прошлого века тейлоровская модель организации труда, несмотря на вносимые в нее модификации, перестала соответствовать изменяющейся обстановке на рынке и возросшей социально-культурной среде. Проявлялись следующие недостатки устоявшей классической модели: малая реактивность на изменение рыночной ситуации, полярное разделение рабочих на руководителей и подчиненных исполнителей, а, главное, неспособность стабильно получать высокое качество. Эпоха полностью переросла экономическую модель еще и потому, что в условиях автоматизации производства уже в 60-е годы приходилось рабочим-операторам получать вести самостоятельно контроль за параметрами процесса и давать право действовать по своему усмотрению.

Новая автоматизированная технология помогала вовлекать человека в непрерывное и сознательное совершенствование производственного процесса. В фокусе поиска факторов рационализации оказалась организационная структура, вовлечение всех исполнителей в совершенствование производственного процесса, активная мобилизация имеющихся интеллектуальных ресурсов и повышение мотивации труда с предоставлением широкой самостоятельности в работе.

Бережливое производство зародилось в рамках производственной системы Тойота (Toyota Production Sistem TPS), «отцом» которой являлся Тайити Оно (1912-1990) – исполнительный директор Японского автомобильного гиганта. В своей книге Т.Оно от первого лица описал этапы становления и развития TPS с 1945-1975 год, констатируя создание БП в 1972 году.

Процесс преобразования производства, приведший к гигантскому производству совершенным фирмой Тойота, начался сразу после Второй мировой войны, когда фирме было совершенно нечего терять. Две основные концепции БП, а именно исключение перехода дефектной детали на следующую стадию даже ценой остановки конвейера в любой момент обнаружения ошибки, а также изготовление только тех деталей, которые нужны именно в этот момент времени (по терминологии Тойота — «точно вовремя») были сформулированы в 20-е и 30-е годы основателем Тойота Сакити Тоёда и его сыном Киитиро Тоёда, ставшим первым президентом Тoyota Motor Company. Однако только после 1948 года, когда Тайити Оно был назначен менеджером отделения производства двигателей Тойота, он со своими учениками смог развить их заставить работать.

Похожие материалы

Информация о работе