Характер и содержание социально-трудовых процессов в стратегическом управлении инновационным развитием предприятий, страница 3

Социальная

 

Капиталосберегающая

 

Техническая

 
 


Ефект від нововведення проявляється також і в соціальній сфері, де за рахунок збільшення доходів більш повно задовольняються суспільні потреби, поліпшується якість і стає безпечнішим життя.(15)

Персонал предприятий, в форме кото­рого конкре­тизируется политэкономическая категория "труд", вовлекается в процесс нововведе­ний, в ходе которого от каждого работника требуется, во-первых, под­держ­ка осу­ществля­е­мых нововведений (вплоть до активного участия в их раз­ра­­ботке), а во-вто­рых, повышение квалификационного уровня своего труда вследст­вие необходи­мости освое­ния новых процессов, связанных с работой предприятия в изме­­няю­щихся условиях.(16)

Оценка работника должна учитывать не только интересы организации в мак­си­мальном использовании потенциала работника, но и его стремление к самореа­ли­зации, так как полностью реализовавшийся в организации работник чувствует себя её частью, что ведёт к достижению высоких производственных результатов.(5)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Разработка стратегического управления инновационным развитием предприятия предполагает определение целей и стратегий его развития на ближнюю и дальнюю перспективы, исходя из оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспечения его соответствующими ресурсами [5]. В первую очередь это касается использования трудового потенциала персонала во всех на­прав­лениях экономического развития, так как именно персонал выступает генератором новаторских идей и занимается вопло­ще­нием их в жизнь (6). Особую роль в этом играют управленческие работники.

Серьезные проблемы, существующие в настоящее время в управлении развитием предприятия, связаны, прежде всего, на наш взгляд, с недооценкой роли человека. В современных условиях, эффективность развития предприятия обеспе­чивается пози­тив­ными действия­ми работника, использованием его интеллектуальных способностей, знаний, умений и навыков, физических и психологических качеств, интересов и потребностей каждого индивида  его внутренней заинтере­сован­ности в результатах сво­ей деятельности.

Речь идёт о разра­бот­ке новых подходов к проблеме ак­­ти­­­визации чело­ве­ческого фактора, благодаря чему можно достичь высокой про­из­водительности труда и обеспечить жизнедеятельность предприятия (5).

Під поняттям "інновація" розуміють можливість суб’єкта економіки зна­­хо­дити та використовувати на практиці нові наукові та науково-дослідні досяг­нення, концепції, ідеї і винаходи. Інновація — це також вдосконалення і роз­­виток вже існуючих технологій: виробничих, експлуатаційних та сфери пос­луг, впровадження нових систем управління та організації, вдосконалення схем розвитку інфраст­рук­тури, а особливо накопичення, обробки та використання інформації (4).

Следовательно, для построения эффективной системы управления становится в настоящее время важным формирование личности совре­мен­ного инновационного менеджера и использование его трудового потенциала для более ин­тен­сивного и результативного труда.

Инновационный менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, использующий при этом инновационный подход.

Инновационный подход заключается в том, что менеджер:

1. обладает знаниями в области теории и навыками в сфере практики инновационного управления персоналом. Они заключаются в том, что для совершенствования стратегии кадровой по­ли­тики в процессах инновационной деятельности необходимо следующее: под­держивать стремление сотрудников постоянно учиться и повышать квалификацию; сочетать в системе образования специальные знания и многоцелевую подготовку; давать возможность свободно высказывать свое мнение о проводимых изменениях; по­­ощрять совмещения профессий, преодоление барьеров между разными видами за­ня­тий и функциональными обязанностями; предоставлять содержательную де­ло­­вую информацию, даже если она негативна; проводить регулярные совещания рабочих групп; постоянно поддерживать атмосферу доверия к инновациям; предо­став­лять право на ошибку, терпимость к неудачам; создавать эффективный меха­низ­м финансовой мотивации персонала (6);