Функциональный уровень стратегического планирования, страница 2

В какой-то мере производственная стратегия организации вытекает из рыночной стратегии. Если последняя нацелена на высокое качество дорогостоящей продукции, то производство должно свое внимание концентрировать на качестве, где затраты играют второстепенную роль. Однако по-прежнему остается ряд основных компонентов, обязательных для всех предприятий. Например, должна разрабатываться методика повышения производительности труда. Производственное планирование (когда производить, сколько производить и как производить) особенно важно для производителей. Наконец, производственная стратегия должна принимать во внимание предписания государственных органов (например, в части защиты окружающей среды, охраны труда и т.д.). К числу областей, которые представляют особую значимость для производственных стратегий многих компаний, относятся автоматизация, робототехника и гибкие производственные системы. Некоторые компании (такие, как General Electric, Nissan и Toyota) вкладывают большие средства в автоматизированную технологию; другие производители более медленно продвигаются вперед. Тем не менее, постоянные прорывы в производственных технологиях будут заставлять менеджеров обращать особое внимание на эти моменты.

Многие организации считают, что полезно разрабатывать стратегию человеческих ресурсов. Она необходима для решения таких вопросов, как замещение квалифицированных кадров, отбор при приеме на работу и поощрение. Другим аспектом стратегии человеческих ресурсов являются трудовые отношения, особенно переговоры с профсоюзом. Государственные законы также должны приниматься во внимание. Эта стратегия часто сосредотачивает свое внимание на административном уровне. Например, если организация планирует открытие восьми новых заводов в течение шести лет, она уже сейчас должна начать готовить будущих менеджеров для этих заводов. Акцент на совершенствование управления часто является одним из элементов стратегии человеческих ресурсов, а некоторые компании (такие, как Procter & Gamble, General Foods и General Mills) разработали настолько хорошие программы по подготовке кадров, что многие специалисты считают их равноценными руководству “Как стать хорошим руководителем”.

Многие большие организации, а часто и мелкие, считают важным иметь стратегию исследований и разработок. Здесь на первый план выходит принятие решений по разработке продукции. Следует ли фирме сосредотачиваться на разработке новой продукции или нужно уделить внимание модификации уже имеющихся видов? Как использовать технологическое предвидение (предсказания относительно технических тенденций открытий, прорывов и т.д.)? Стратегия исследований и разработок также может включать политику по патентам и лицензиям. Если фирма разрабатывает новую продукцию или производственный процесс и патентует их, то другие фирмы не могут ими пользоваться. Однако прибыльным может быть лицензированное пользование патентом, то есть пожертвованием частью конкурентоспособного преимущества в обмен на плату за разрешение другим фирмам пользоваться продукцией или процессом. Merck & Company — одна из наиболее удивительных компаний США. Причиной ее успеха была долгая история прорывов новой продукции и технологических инноваций. Это было результатом постоянных исследований и разработок.

Функциональный уровень стратегического планирования является базовым и обеспечивает реализацию стратегий более высоких уровней — корпоративного и делового.