Философия и религия Николая Владимировича Станкевича, русского писателя, публициста и мыслителя

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

СТАНКЕВИЧ (1813-1840)

Возглавлял кружок   Николай   Владимирович    СТАНКЕВИЧ (1813-1840),  происходивший  из  дворянской среды и получивший образование в Московском университете,  который он  окончил  в 1834 г. по словесному отделению. Станкевич не только занимался литературой и эстетикой,  он также  интересовался  философией, изучал Шеллинга,  Канта, Фихте и Гегеля. Написал несколько философских работ,  но,  к сожалению,  до нас не дошло ни одного цельного  произведения.  Им написана не дошедшая до нас статья «О возможности философии как науки»,  этюд «Об  отношении  философии к искусству».

Станкевич - идеалист,  считавший,  что все  исходит  из абсолютной  идеи и к ней возвращается.  Вне этой всеобъемлющей идеи нет знания. Конкретные науки изучать необходимо, но занятие какой-нибудь одной из них ведет к односторонности;  всеобщую же связь явлений мира можно постичь только с  помощью  философии.

Но изучение мира стоит осуществлять не только с помощью философии, но и религии. Философия и религия не только не противоречат друг другу, но даже представляют некий синтез, вытекающий из неразделимой целостности человеческой натуры. Духовная жизнь человека едина и неразделима.  Следовательно, существует  органическое единство между философией как сферой разума и религией как сферой верования.  Философия в  своем  развитии наталкивается на вопросы, решение которых возможно найти только в вере.  Религия завершает философию, но, с другой стороны, «упрочить религию может одна философия».

Религия у Станкевича понимается как любовь в самом  широком смысле.  Любовь составляет сущность жизни, ее свет, двигатель,  зародыш всякого знания и всякой  деятельности.  Такая религия  не  делит  людей на католиков,  протестантов или православных.  Она выше внешнего культа и свободна от мистицизма, который Станкевич считал пороком,  и грубых суеверий.  Религия основывается на разуме и согласовывается с  доводами  теоретического мышления. Только в таком понимании религия не противоречит свободе человеческой личности. Если же бог разрастается, как в католицизме,  он превращается в мистическую силу, подавляющую человека.

Изучая немецкую идеалистическую философию, Станкевич не мог принять ее абстрактность, что в конце концов привело его к увлечению  Фейербахом,  в  философии которого,  по его мнению, «осталось что-то от старика Шеллинга, но без фантастичности».

Связь философии  с  жизнью Станкевич пытался установить через историческую науку,  так как без  конкретно-исторических фактов знание философии будет сухо и мертво.

Наряду с философией,  религией, историей, Станкевич выделял искусство,  в особенности литературу, в которой он видел не только форму познания действительности, в чем она совпадает с наукой,  но и лучшую возможность непосредственного участия в общественной  жизни,  поскольку  литература  обладает  большей доступностью  и  распространением и,  значит,  может оказаться средством прямого и направленного воздействия на общество.

Свои эстетические  воззрения  Станкевич  изложил в наброске «Об отношении философии к  искусству».  Раньше,  считает он,  философия и искусство существовали отдельно друг от друга и даже противопоставлялись как две разные по источнику области деятельности   (чувственно-эмоциональная  и  рассудочная),  то после  Канта  уже  невозможно  представить  эстетику  без  философского основания.  Более того,  только философия позволяет определить сущность и назначение искусства.

В искусстве Станкевич видел форму проявления духа, этап его развития и его воплощение в «человеческий  образ»,  потому что искусство производно не только от чувств, но и заключает в себе мысль,  и потому воспринимается и чувственно и интеллектуально.

Идеи Станкевича оказали большое влияние на формирование мировоззрения Тимофея Николаевича ГРАНОВСКОГО (1813-1855), одного из крупных  русских  историков  и  общественных  деятелей 30-40-х годов.

Похожие материалы

Информация о работе