Сущность международного менеджмента. Принципы международного менеджмента, страница 2

Выполнение цели международного менеджмента непосредственно связано с решением системы задач. Основными из которых являются:

- комплексное изучение, анализ и оценка внешней среды международного бизнеса в интересах поиска и реализации источников конкурентных преимуществ субъекта международного бизнеса;

- углубленный анализ социально-культурного фона в каждой стране пребывания и использование его возможностей (учет ограничений) при выработке стратегических и оперативных решений по функционированию и развитию субъекта как в данной стране, так и в целом;

- оценка, выбор и практическое использование организационных форм, в рамках которых осуществляется международная деятельность субъекта, с тем чтобы максимизировать эффект использования экономического потенциала и правовых возможностей стран пребывания;

- формирование и развитие мультинационального коллектива предприятия и его подразделений в стране базирования и в странах пребывания в интересах максимального использования личного потенциала работников, возможностей отдельных коллективов и кросс-национальных эффектов от их взаимодействия внутри предприятия;

- поиск, развитие и эффективное использование разнообразных возможностей международного бизнес-сервиса, и прежде всего в сферах финансового, технологического и информационного обслуживания экономических операций.

  1. Субъекты международного бизнеса

На протяжении сегодняшней лекции нами неоднократно упоминался термин субъект международного бизнеса. Определение субъекта международного бизнеса также неоднозначно, как и его объекта. Субъект международного бизнеса – это реальный участник его как процесса взаимодействия (отдельная личность, контактная группа или сложная социальная структура), которой свойственны внутренние мотивы, интересы, цели и способности к их реализации в определенной сфере международной экономической деятельности. Главными характеристиками субъекта международного бизнеса является наличие у него внутренних мотивов, целеустремленности, воли и способностей осуществлять деятельность на международных рынках для достижения собственных стратегических целей.

Согласно с такими критериями субъектами международного бизнеса могут выступать:

-физические лица – граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства, которые обладают правоспособностью и дееспособностью;

- юридические лица, зарегистрированные на территории государства и постоянно осуществляют свою деятельность как на территории государства, так и за его пределами;

- объединения физических, юридических, физических и юридических лиц, которые не зарегистрированы на территории государства, но постоянно осуществляют свою деятельность на его территории;

- структурные единицы субъектов хозяйственной деятельности, которые не являются юридическими лицами (филиалы, отделения), но постоянно осуществляют свою деятельность на территории государства и вне его;

- иные субъекты хозяйственной деятельности, в том числе государства в лице их органов и созданных ими внешнеэкономических организаций, которые принимают участие в международной экономической деятельности.

Каждый субъект экономической деятельности в процессе трансграничного взаимодействия выполняет дуалистическую функцию. Во-первых он выступает как самостоятельный участник и возможный инициатор процесса взаимодействия в целом или в отдельных ее компонентах. Во-вторых, он выступает в качестве объекта, на который направлены действия контрагента. Во втором случае процесс взаимодействия может осуществляться как ограниченное влияние на данного субъекта (или совсем не осуществлять его), так и обусловить существенные изменения и эволюцию субъекта – его качественное развитие.