Стратегическое инвестирование предприятий. Проектный анализ реальных инвестиций, страница 6

Ø приобретение земли, строительные работы, установка оборудования;

Ø обеспечение снабжения;

Ø формирование администрации фирмы;    

Ø набор и обучение персонала; 

Ø сдача в эксплуатацию предприятия.

Инвестиционная фаза требует:

Ø тщательного оперативно-календарного планирования;

Ø постоянного сравнения прогнозных и реальных затрат.

При проведении инвестиционной фазы главным критериальным показателем есть время, чтобы удержать РИП в границах сметы.

3. Фаза эксплуатации:

замена, реабилитация проекта, если его функционирование неудовлетворительное;

расширение, инновация;

исследование возможностей, то есть переход на первую стадию.

Реабилитация (например, обмен пакета акций на накопленные долги; списание инвестиций в целом) предполагает:

предшествующее диагностирование (определяются слабые стороны предприятия);

краткосрочные мероприятия по реабилитации (изменение структуры);

оценка проектов и увеличение финансирование;

введение   контроля   качества,   консультирование   по   вопросам   стратегии   и планирование.

Расширение производства состоит в увеличении номенклатуры или включении новой однотипной продукции к портфелю производства.

5.2.    Бизнес-план РИП

Бизнес-план - стандартный документ, в котором детально представленная концепция реализации РИП и приводятся его характеристики. Подходы к разработке и реализации бизнес-плана дифференцируются в зависимости от характера РИП. Для больших предприятий или проектов разрабатывается полный вариант бизнес-плана (40-50   страниц), что разрешает уменьшить повышенный уровень рисков. Для мелких предприятий и проектов - короткий с 10-15   страницами.

Унифицированная структура бизнес-плана состоит из таких разделов:

1) короткая характеристика (разрабатывается после всех разделов);

2) характеристика области, в которой реализуется РИП;

3) характеристика продукта;

4) размещение объекта (привлекательность региона, местоположение );

5) анализ рынка;

6) планированный объем и структура производства продукта;

7) обеспеченность выпуска продукта основными ресурсами;

8) стратегия маркетинга;

9) управление    реализацией   РИП    (организационно-правовой   статус, характеристики руководителя, подстрочников, субподрядчиков);

10) оценка рисков и формы их страхования;

11) финансовый план;

12) стратегия финансирования РИП.

Короткая характеристика РИП включает:

Ø концепцию РИП;

Ø цель;

Ø степень разработанности РИП:

Ø проект намерений;

Ø типичную документацию;

Ø индивидуальную проектную документацию;    

Ø сумму инвестиционных ресурсов;                              

Ø срок инвестирования;

Ø срок окупаемости.

Планируемый    объем    и    структура    производства    продукта    за 5 лет (в натуральных единицах, национальной валюте, иностранной валюте):

1)       объем за год при проектной мощности предприятия;

2) объем за год в разрезе отдельных ассортиментных групп;

3)       эти расчеты дифференцируются за годами.       

Подобные расчеты проводятся при:                  

Ø благоприятном развитии рынка;

Ø неблагоприятном развитии рынка;

Ø быстром освоении проектных мощностей; замедленном освоении проектных мощностей. То есть целесообразно использовать сценарный подход.

Стратегия маркетинга разрабатывается при:

Ø выходе на рынок с новым продуктом;

Ø выходе на другие региональные рынки;

Ø высоком уровне конкуренции.

Риски РИП:

Ø задержки начала реализации;

Ø несвоевременного завершения строительно-монтажных работ;

Ø увеличение сметной стоимости;

Ø невыхода на эксплуатационный объем выпуска и показатели внешнеэкономической деятельности;

Ø снижение уровня эффективности.

В РИП следует указывать формы страхования рисков и выхода из проекта

на любой стадии реализации.                                

5.3. Оценка эффективности РИП

Методы оценки эффективности РИП.

1. Средняя норма прибыли на инвестиции (Сно):

,               (5.1.)

где СП - среднегодовая прибыль;

П - налоги;

СИ - среднее значение инвестиций; ЧП - чистая прибыль.

Сно сопоставляется с нормой прибыли.

Недостатки:

Ø базируется на бухгалтерской величине дохода, а не на денежных потоках;