Социальная политика предприятия на основе социально-этичного маркетинга, страница 2

Анализ представлений различных авторов [1; 3; 4] о сущности объекта и субъекта социальной политики государства позволяет уточнить объект социальной политики предприятия (все население, социальные общности), которые гетерогенны по составу, а именно: персонал предприятия, по­требители продукции данного предприятия и об­щества в целом. Потребители продукта, по мнению авторов, являются наименее защищен­ными в случае, если предприятие ведет себя социально безответственно. В качестве субъекта социальной политики предприятия выступает ру­ководство предприятия, а также все структуры предприятия, вырабатывающие принципы и нор­мы оплаты труда работников, социальные выпла­ты; следящие за условиями и охраной труда; отвечающие за квалификацию кадров, их подго­товку и переподготовку; определяющие содер­жание и развитие социальной инфраструктуры, реализацию социальных программ; организую­щие коммуникационные связи предприятия с ок­ружающей средой. При этом следует учитывать, что деятельность субъектов социальной полити­ки предприятия непосредственно зависит от деятельности субъектов социальной политики го­сударства и подчиняется ей.

Если представить классификацию видов поли­тики в иерархической форме, то социальная поли­тика будет находиться на третьем ее уровне, а социальная политика предприятия — на четвертом (рис. 2).

В сфере собственно социальной политики пред­приятия должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки персонала (минимальный уро­вень заработной платы; обязательное страхование по установленным нормативам — пенсионное, соци­альное, медицинское, по безработице; социальные выплаты и компенсации и т. д.). Вместе с тем пред­приятия могут создавать рабочие места, привлека­тельные для наемных работников своей высокой за­работной платой, различными социальными блага­ми (бесплатным питанием, возможностью получения долгосрочных беспроцентных кредитов и т. п.). Кроме того, социальная политика предприятия должна быть обусловлена еще и стремлением удовлетворить нужды и социальные потребности потребителей. Социальная политика предприятия направлена на население, которое является потенциальным потре­бителем, может быть достаточно пассивной и огра­ничиваться поддержанием коммуникативных контак­тов. Социальная политика предприятия способству­ет согласованию интересов предприятия и обще­ства, что напрямую соотносится с концепцией соци­ально-этичного маркетинга.

Необходимо отметить, что при разработке со­циальной политики предприятия необходимо также учитывать ценностные ориентации как потребителей, так и сотрудников предприятия. Изучение ценност­ных ориентации часто остается вне целей марке­тинговых исследований, однако представляет собой важный аспект деятельности маркетолога, посколь­ку позволяет прогнозировать предпочтения потре­бителей, рационально распределять инвестиции, формировать социальную политику предприятия.

Итак, взаимосвязь социально-экономических и информационных аспектов маркетинговой деятель­ности обусловлена возможностями информации обеспечивать разработку и грамотное проведение эффективной социальной политики предприятия.

В статье усовершенствовано содержание соци­альной политики предприятия. Социальная политика предприятия, понимаемая как часть социальной политики государства, призвана обеспечить развитие не только экономических и социальных процессов как  на самом предприятии, так и в окружающей средь а также способствовать увеличению благосостояния общества в целом. Формирование социальной политики предприятия целесообразно проводить на основе концепции социально-этичного маркетинга, посколч1 она содержит главные положения (удовлетворение желаний потребителя, достижение целей предприятия, учет долгосрочных интересов потребителей и общества в целом), которые являются основополагающими для долгосрочного и эффективного пребывания предприятия на рынке.

Таким образом, понятно, что информация стала активнейшим элементом рыночной инфраструктуры, фактором производства и товаром. Наличие или отсутствие рыночной информации определяет успех или неуспех предприятия как в производстве, так и сбыте продукции. Информация становится фактором, определяющим направленность и содержание ост­альной политики предприятия, основой социально--этичного маркетинга, чем обусловлена их тройственная взаимосвязь. Социально-этичный маркетинг возникает в результате развития общества, постепенного изменения его ценностей, и становится основой формирования социальной политики предприятия.

Экономическая эффективность и социальные достижения предприятия взаимосвязаны и взаимо­обусловлены, в этом состоит диалектика социальных и экономических факторов. Поворот экономики к социальной сфере произошел не сразу. Сегодня наблюдается осознание необходимости повышения социальной ответственности предприятия перед обществом и обеспечение конкретных социальных потребностей (персонала, потребителей, обществ в целом), что обосновывает необходимость изуче­ния направлений социальной политики предприятие