Организация и оплата труда в условиях рынка: Учебное пособие. Раздел 14. Государственное регулирование средств на оплату труда

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

§14. О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА

Преобразования, происходящие в настоящее время в стране, предполагают развитие многообразных форм собственности, де­мократизацию и укрепление всех сторон общественной жизни, создание и развитие рыночных отношений. В этой связи изменя­ется роль государства, которая заключается в постепенном пере­ходе к регулированию внешних условий деятельности самостоя­тельных участников экономической жизни, в значительной степе­ни согласующих свои интересы через рынок. В такой ситуации рабочая сила должна удовлетворять спрос на нее по разным па­раметрам (качеству, структуре, быть мобильной в пространствен­ном и временном аспектах), который выражается не только в по­требности ее, но и в значительной мере в ее стоимостной оценке. Именно в зависимости от того, как оценивается труд, какие га­рантии получает работник не только со стороны предпри­нимателя, но и со стороны государства, в значительной степени зависит ситуация на рынке труда. Поскольку на формирование рабочей силы и ее эффективное использование влияют не только затраты на ее подготовку, но и сама обстановка внутри государ­ства, среда, в которой формируется рабочая сила, так как она яв­ляется не только фактором производства, но и сложной социаль­ной категорией. И здесь немаловажную роль играет политика го­сударства в области оплаты труда. Известно, что при развитии рыночных отношений величина заработной платы определяется на основе затрат на воспроизводство рабочей силы и с учетом спроса на нее. Однако, наряду с этим должна быть развита и си­стема социальных гарантий, которая формируется законодатель­но с учетом ситуации в государстве, а также интересов различ­ных социальных групп населения.

В настоящее время наблюдается резкая дифференциация в оплате труда, В этой связи следует обратить внимание на роль

218

государства в регулировании системы оплаты труда. Изучая опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, следует от­метить, что вопросы регулирования заработной платы решаются там на нескольких уровнях. На верхнем уровне государство лишь задает внешние параметры деятельности самостоятельных уча­стников рыночных отношений, зафиксированные в нормативных актах и других формах ,.но ни в коей мере не пытается решать за них эти вопросы.

При этом государство регулирует потребности воспроизвод­ства рабочей силы, поскольку базовый уровень заработной платы должен обеспечивать определенный прожиточный минимум, и в этой связи определяющим является анализ и прогноз "потреби­тельской корзины", учет изменений в минимальном потребитель­ском бюджете, динамики инфляции, которая отражает скорость изменения цен на товары. Дав основные исходные данные, го­сударство в дальнейшем выполняет роль наблюдателя по их ис­полнению. Далее правительственные структуры государства предпринимают активные действия, определяющиеся обществен­ными интересами, которые имеют своей целью обеспечить пред­принимателям наиболее благоприятные условия развития, укре­пить предпосылки сотрудничества предпринимателей и работни­ков. Роль государства заключается здесь в том, что оно, во-первых, передает функции по установлению тарифных ставок и надбавок так называемой "коллективной автономии", а во-вторых, оставляет за собой право вводить нижний и верхний пре­делы заработной платы. Нижний — определяет минимум зара­ботной платы, верхний — утверждает так называемый "потолок" повышения заработной платы в рамках "политики доходов". Од­нако в последние годы во многих странах отказались от утвер­ждения "потолка".

Важным звеном в механизме регулирования заработной платы и установления соотношений в оплате на предприятиях или фир­мах являются коллективные

Похожие материалы

Информация о работе