Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали

Страницы работы

77 страниц (Word-файл)

Содержание работы

3. 1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Человек до сих пор веками слишком много действовал и слишком мало мыслил. Философы - это мыслители. Они называются так потому, что мышление происходит главным обра­зом в философии.

М. Хайдеггер (1889-1976)

В начале этой главы необходимо еще раз подчеркнуть, что ее содержание - это в определенном смысле разговор эзотери­ческий, то есть понятный «посвященным». В силу уже отме­ченного ранее посвященными являются как раз люди-лидеры любого уровня и любой сферы, так как важнейшей их чертой есть высокая образованность, в том числе, и философская, пу­сть даже и небезупречная. Исходя из этого, задача данного раз­дела намеренно ограничена только некоторой важнейшей ин­формацией, которая должна служить стержнем оптимальной теоретической и практической философской ориентации лич­ности-лидера. Она не предполагает расширенного, а тем более специального систематического обучающего характера изло­жения материала, так как аудитория, к которой обращено это издание, скорее всего, не нуждается в этом. Если все же воз­никнет потребность в наращивании систематических знаний по философии, то на помощь такому ищущему уму всегда при­дет арсенал многочисленных учебников, пособий, а также лек­ции и консультации профессионалов.

Ниже вниманию читателя предлагаются основные теоре­тические положения, которые должны внести ясность, чет­кость в уже имеющееся у него философское знание, способ­ствовать мысленному видению главных характеристик фило­софии как в ее содержании, так и в историческом генезисе. В принципе не имеет значения, будет ли это со стороны читаю­щего только эффективное «узнавание», «прояснение» в соб­ственном мышлении того, что он и сам, возможно, смутно все­гда чувствовал. Не исключено, что для отдельных людей это будет как бы новым «прочтением» философии. В любом слу-

64


чае осмысление главного в таком фундаментальном целостном и многогранном феномене культуры, каким является философия. несомненно, будет способствовать не только избавлению от «не­твердости духа», от неуверенности в отношении философских вопросов и проблем, встающих перед личностью ежедневно и ежечасно. Это поможет не только избавлению от неадекватных высказываний и неграмотных суждений.

философия как специфический тип знания о предельных ос­нованиях мира, а также сознательного отношения человека к миру и к самому себе, сможет быть реально приближена из «за­облачных высот» к индивидуальным действиям личности, дей­ствительно становясь осознанным формирующим началом, фун­даментом любых больших и малых программ и действий.

Исходя из поставленной конкретной цели и той конкретной аудитории, которой адресован этот очерк, соответственно постро­ено содержание данной главы. В ней идет речь о главном в совре­менной системе философского знания, о том, как оно функциони­рует в современной культуре, а также в обучающих программах университетов, в целом в высших учебных заведениях континен­тальной Европы прежде всего. Впрочем, некоторые особенности преподавания философии в университетах других континентов мало что меняют в существе рассматриваемых проблем.

В этой главе изложение имеет ряд особенностей, на кото­рые желательно обратить внимание с самого начала. Прежде все­го, это специально выделяемые выводы, сопровождающие весь текст. Они помогут быстро акцентировать внимание на самом существенном.

Кроме того, есть еще одно очень важное обстоятельство, предопределившее содержание данной главы. Связано оно с тем, что отдельные области философского знания имеют разное «со­прикосновение» с особенностями мышления разных людей и их разными областями деятельности. Математик, физик-теоретик «видят» философию лучше всего через гносеологию, «филосо­фию науки», юрист через «философию права», политолог- через «политическую философию» и т. д. В данном тексте специальное наиболее развернутое изложение дано по двум разделам филосо­фии, которые для всех людей без исключения, независимо ни от чего представляют постоянный интерес: это «философия обще-

65


ства» (социальная философия) и «аксиология». Именно им от­ведено самое значительное место. Оправданность такого ре­шения обусловлена в первом случае тем, что любая философ­ская проблема так или иначе замыкается на понимании обще­ства, социума как целостной системы. Расширенное разъясне­ние аксиологии связано с тем, что это не только «самая моло­дая», новая по времени своего конституирования в специаль­ную область, часть философского знания, а, значит, малозна­комая большей части даже весьма образованных людей. Дело в первую очередь в том, что неизмеримо возросшее по сравне­нию с прошлым значение ценностных ориентиров, целей, норм, принципов, идеалов, ценностных установок людей в структуре любого общества, в структуре сознания личности, в самом процессе жизнедеятельности требует адекватного зна­ния об этих феноменах.

Не ставя задачу объяснить все тонкости этих сложнейших проблем, эта книга должна помочь разобраться в главном для практического применения знания философии в реальной жизни.

3. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, СПЕЦИФИКА ЕЕ ПРОБЛЕМ. СИСТЕМА ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ

Я знаю много прекрасных наук, но науки прекраснее философии, не знаю. Гегель (1770-1831)

Начнем с самого начала- с определения, что есть филосо­фия. Термин философия (греч. - рЬПео - люблю и зорЫа -мудрость), буквально ~ любовь к мудрости, известен практи­чески всем. Имеется много разъяснений того, в чем заключа­ется сущность философии. Среди них есть несколько доста­точно кратких и в тоже время выражающих суть. Наиболее распространенными являются следующие определения.

Философия - знание о предельных, базисных характе­ристиках бытия, о его первоначалах, первоосновах, перво" принципах.

66

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
357 Kb
Скачали:
0