Краткая биография и творчество Ивана Александровича Гончарова

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Содержание работы

И.А. Гончаров (1812-1891)

Гончаров родился в Симбирске, провинциальном городке. Полукупеческая, полудворянская семья. Мать из купеческого рода, она вела сына по купеческой, буржуазной традиции. Отец умер рано. Дворянство пришло от друга, дворянина, моряка Николая Николаевича Трегубова, снимавшего флигель, а позднее ставшего практически членом семьи, крестных отец всех детей. Детей 4, кроме Ивана, брат Николай и две сестры. С 22 по 30 гг. Гончаров обучается в Московском коммерческом училище. Коммерция как будущая профессия не занимает.

1831-1834 гг. - Московский университет, обучается одновременно с Герценом, но выбирает другую линию: никаких политических кружков, общественных выступлений; увлечен историей, недоумевает по поводу будущей профессии. После университета 1 год в Симбирске, но манит будущее, и он уезжает в Петербург. По-видимому, переживает то, что описывает в «Обыкновенной истории». Будущность Гончарова складывается очень медленно, общность с Тургеневым – медленно становятся писателями.

40г. – время слома, когда все традиции только мешали. В юности Гончаров писал стихи. Приходит в семью Майковых сначала в качестве учителя, но приглашен в качестве гостя и друга. Начинал свою писательскую деятельность в рукописном журнале, в семье художника Николая Аполлоновича Майкова. Его сыновья: Аполлон – поэт, другой, Валериан – критик, третий, Владимир, переводчик и журналист, четвертый, Леонид, историк литературы, академик. Екатерина Майкова, жена Владимира, стала другом Гончарова и отразилась в его позднем творчестве. Гончаров очень любил женщину-друга, это связано с его характером, пугливым, нежным, а также с его творчеством, которое шло медленно. Ему нужен был человек, который мог бы выслушать его замыслы, одобрить, поддержать.

Служит, но не приобретет службой ни состояния, ни связей, ни положения в свете. Медленно вступает Гончаров в петербургский литературный мир, годами оставаясь писателем-дилетантом, известным  лишь в маленьком кругу ценителей искусства.

В рукописном журнале появляется первая повесть, физиологический очерк «Иван Савич Поджабрин», 1842 г. Не сразу отдал в печать, появится в печати только в 1848 г., когда бытовой, нравоописательный очерк уже пережил свой расцвет и выглядел несколько запоздалым, хотя и талантливым откликом на вчерашнюю злобу дня. Почему? Есть какая-то необычная суровость в оценке собственных произведений, какое-то странное то ли неведение, то ли недоверие к их достоинствам, хотя они были, казалось бы, несомненны.

 Долго работал над романом «Обыкновенная история». Вышла в 47г., это было позднее начало литературной деятельности. Она привлекла внимание сразу всех, так как она говорит о психологической судьбе поколения. Поколение 40-х г. выкорчевывало из себя романтизм. Сам автор указал на то, что в молодом Адуеве он имел в виду себя, и многих ему подобных. Восторженно встречена Белинским, хотя не принимает позднее эпилог романа.

Только один критик не принял эту книгу – Ап. Григорьев. Он порицал то жесткое направление, которое в ней отразилось.

«Обыкновенная история» - это прежде всего петербургская история. Иного места действия у нее и не могло быть в ту пору. Петербург объявлял человеку, что его свободе положены здесь твердые границы, его духу даны узаконенные формы и всякая личность занимает отведенную ей ступень на  общественной лестнице. Петербург сулил успех, житейские блага, открывал возможности головокружительной карьеры, обещал славу, счастье. Петербург манил, завораживал, поглощал человека в круговороте забот, интересов, самолюбивых притязаний. Попав в Петербург, человек исчезал в нем, забывал о прежней жизни, об иных, некогда близких ему местах и людях; он находил карьеру, но терял часто лучшее в себе. Именно мотив остывания, ожесточения, омертвения человеческой души проходит через весь роман.

Александр Адуев – характер в высшей степени реальный и отлично известный Гончарову и его современникам. Он сложился в глубинах патриархально-дворянской России, питомец старых барских усадеб, в большинстве своем восторженные идеалисты, вынесшие из родного гнезда, из книг, из стен университета возвышенные и отвлеченные представления о человеческих добродетелях, о любви, о творчестве, об общественном служении.

Похожие материалы

Информация о работе