Книга как знаковая система. Информация, ее количество и значимость. Понятия релевантной и нерелевантной избыточности (Ответы на экзаменационные вопросы)

Страницы работы

22 страницы (Word-файл)

Содержание работы

1. Системно-функциональный подход к технологии редакционно-издательского процесса. Понятия системы и структуры

При функционально-системном подходе книга рассматривается как система, система – целостность элементов, связанных между собой обладающая свойствами организации, целостности, связности, членимости. Самым ценным качеством системы является неадитивность. Неадитивность – свойство целого не равны сумме свойств частей (у системы появляются свои собственные общие качества или свойства, не присущие ни одному из элементов, из которых она построена). Система предполагает тесную связь , корреляцию элементов.

Функционально-системный подход предполагает изучение и выявление функций, для которых  система создана и существует. Используется в разных областях знания, это общая методика рассмотрения какого-то объекта, процесса.

Структура – внутренне скоординированное множество компонентов, взаимосвязи которых позволяют системе функционировать как некой цельности. Не в любом множестве элементов можно увидеть структуру.

2. Книга как знаковая система. Понятия знака, его структуры, семантического поля, парадигмы

Книга рассматривается как знаковая система, т.е. система единообразно интерпретируемых сообщений, предназначенных для передачи информации в процессе коммуникации.

Основным понятием в теории знаковых систем служит понятие самого знака. Знак будет нами рассматриваться как материально воспринимаемый объект, обозначающий некий иной объект, предмет, явление или понятие в процессе передачи или получения информации. У знака имеется особое свойство, он предназначен для передачи сообщения. Истолкование различных явлений, процессов составляет увлекательную сферу для научного подхода и спекуляций, для гадания, предсказания. Однако все эти знаки или объекты, которые мы принимаем как знаки, не предназначены сознательно для передачи информации, поэтому в функционально-системном подходе они не рассматриваются.

Наука, изучающие знакомые системы, называется семиотикой или семасиологией.

Примером знаковой системы может служить алфавит.

У знака есть своя структура. Структура – внутренне скоординированное множество компонентов, взаимосвязи которых позволяют системе функционировать как некой цельности. Не в любом множестве элементов можно увидеть структуру.

Структура знака представляет собой два плана: план выражения и план содержания. План выражения принято называть обозначающим, то, что обозначает. План содержания можно назвать обозначаемым, то, что обозначается.

План выражения также называется экспонентом. Можно говорить о нулевом экспоненте, когда отсутствие чего-либо что-то означает. У экспонента есть признаки, как существенные, так и несущественные.

Правила функционирования систем, интерпретация знаков складывается долго, но потом существует тоже длительное время.

Поэтому книга сохраняет свои существенные признаки тысячелетиями.

Существуют условные и мотивированные знаки. Условных знаков большинство, например буквы алфавита. Мотивированные знаки – издательская марка, логотип, знак серии.

Денотат – обозначаемое.

Знак может иметь коннотации, т.е. дополнительные значения. Отдел семиотики, занимающийся изучением денотата знака, называется семантикой. Семантическое поле – совокупность единиц, объединенных общим семантическим признаком.

Свойства семантического поля:

- интуитивно понятно носителю языка

- единицы подсистемы связаны между собой семантическими отношениями (например отношениями синонимии, антиномии, несовместимости, части к целому и т.д.)

Парадигма – класс элементов, имеющих схожие свойства и взаимопротивопоставлены друг другу. В противопоставлении заключена цель парадигмы – выбор различных условий (гарнитура шрифта).

3. Цель и задачи семиотического анализа книги как знаковой системы

Похожие материалы

Информация о работе