Гражданское право: Методические рекомендации по выполнению курсовой работы, страница 2

После получения более полного представления о теме курсовой работы следует определить ту проблему в рамках данной темы, которая будет выступать в качестве непосредственного объекта исследования.

Проблема – это неразрешенная задача или вопросы, подготовленные к разрешению[2]. При определении проблемы необходимо учесть и в общем оценить ее актуальность (практическое и (или) теоретическое значение ее разрешения), поскольку это является одним из важных признаков проблемы.

Проблемы могут быть основными и второстепенными. Раскрытие второстепенных проблем самостоятельного значения не имеет, но может выступать в качестве промежуточного этапа в процессе разрешения основной проблемы. В целом даже рекомендуется дробить основную проблему на второстепенные, чтобы тем самым определить порядок работы и обеспечить всестороннее рассмотрение проблемы.

При выборе проблемы желательно ориентироваться на ее практическую значимость. Наиболее оптимальный путь определения проблемы – абстрагироваться от конкретного практического случая, имевшего место в действительности. Именно при таком подходе к определению проблемы курсовая работа получит практическую направленность, а результаты проведенного исследования могут быть не только апробированы, но и использованы в повседневной жизни.

После определения проблемы (проблем) она формулируется, путем раскрытия ее сути. При этом формулировка проблемы должна отражать определенный вопрос или противоречие.

Выработка методологической базы

Ни одна исследовательская работа не может обойтись без достаточной методологической базы, которая в самом общем виде включает в себя: объект, предмет, цель, гипотезу, задачи и методы исследования[3].

При этом необходимо учитывать, что:

объект – это тот вопрос (проблема), который требует разрешения.

предмет – это то, что нужно будет рассмотреть в процессе выполнения курсовой работы. Это могут быть акты гражданского законодательства и содержащиеся в них нормы, гражданские правоотношения, юридические факты, практика реализации норм гражданского права и в особенности их применения юрисдикционными органами[4].

цель – тот результат, который должен быть достигнут в результате разрешения проблемы (формулировка цели отвечает на вопрос «чего я хочу?»).

гипотеза – обоснованное предположение о том, как следует разрешить поставленную проблему.

задача – это то, что нужно сделать для достижения цели исследования (формулировка задачи должна отвечать на вопрос «что сделать»). Задачи должны быть поставлены таким образом, чтобы их последовательное решение позволило достичь поставленной цели исследования.

метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

Первоначально методологическая база разрабатывается самостоятельно, затем, после согласования с преподавателем, корректируется или перерабатывается (при необходимости) и в последствии представляет собой базис исследовательской работы.

Составление детального плана

Составление детального добротного плана исследования проблемы  является необходимым условием качественного выполнения работы и обеспечивает системный научный подход к раскрытию темы в целом.

В самом общем виде план раскрытия темы должен отвечать следующим требованиям[5]:

1) план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия проблемы и концентрированно отражать содержание работы;

2) план должен предусматривать последовательное, логическое, взаимосвязанное раскрытие результатов исследования;

3) не должно быть вопросов, ответы на которые частично или полностью содержаться в предыдущих или последующих разделах работы;

4) нельзя вводить вопросы, детализирующие более общий вопрос без предварительного внесения в план данного общего вопроса;

5) если какой-то пункт плана должен иметь подпункты, их должно быть не менее двух;

6) план должен быть написан в форме назывных предложений, а не в форме вопросительных предложений.

          Формирование плана базируется на поставленных задачах исследования и должен отражать последовательное и полное их разрешение.

          План исследования проблемы, составленный до сбора и анализа материала, в дальнейшем может быть откорректирован.