Государственная поддержка лизинга

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЗИНГА

УДК 339.187.62

Манойленко А.В.

аспирант ХГЭУ

Операции лизинга широко распространены во всем мире. В экономически развитых странах доля лизинга в общем объеме инвестиций составляет более 30%. Исходя из данных Европейской ассоциации лизинговых компаний, объем лизинговых операций в 1996 году в США составил около $130 млрд., в Европе — $123.5 млрд., в Японии — $39 млрд. Это говорит о широком распространении операций лизинга и его привлекательности для операторов инвестиционного бизнеса.

Во многих странах лизинговому бизнесу оказывается государственная поддержка. Предоставляются налоговые льготы, и выделяются льготные кредиты по операциям лизинга, предоставляются таможенные налоговые льготы при осуществлении международного лизинга. В то же время государство четко определяет сущность операций лизинга, их характер и вводит определенные ограничения для избежания подтасовок с целью получения дополнительной прибыли.

На украинском рынке лизинга в последнее время становятся заметными некоторые позитивные изменения государственной политики в этой сфере. Принят закон о лизинге, в котором определены понятие лизинга, субъекты лизингового рынка, которыми являются лизингодатель, лизингополучатель и продавец лизингового имущества, дается описание и характеристика видов лизинга и определен объект лизинга. Оговорены условия договора лизинга и ответственность сторон, риски по операциям лизинга, определено право собственности на объект лизинга и порядок уплаты налогов по операциям лизинга.

Одной из наиболее прогрессивных мер по стимулированию лизинга в Украине стало создание государственного лизингового фонда. Постановлением Кабинета Министров Украины определен порядок формирования и использования средств этого фонда. Формирование лизингового фонда осуществляется за счет:

·  части средств, которые поступают от возвращения бюджетных займов, данных Минсельхозпроду, Госпищпрому, а также заготовительным и другим предприятиям и товаропроизводителям в 1994-1997 годах на покупку сельскохозяйственной продукции по государственным контрактам;

·  средств, полученных от приватизации имущества государственных предприятий в объемах, предусмотренных Государственной программой приватизации на эти цели;

·  средств, которые приходят как возвратные лизинговые платежи;

·  средств, которые поступают от резидентов и нерезидентов Украины и международных финансовых организаций;

·  прочих источников.

Использованием средств государственного лизингового фонда занимается дирекция этого фонда; а средства этого фонда используются исключительно на закупку продукции отечественных производителей, в том числе изготовленной совместными предприятиями — резидентами Украины. В положении четко оговорен механизм передачи средств лизингового фонда операторам лизингового рынка.

Одним из примеров использования средств, предоставленных государственным лизинговым фондом Украины, является финансирование закупки и поставки в январе — феврале 1998 года сельскохозяйственным товаропроизводителям 500 тракторов и запасных частей к ним производства Харьковского тракторного завода на сумму 38 млн. гривен и 500 тракторов и запасных частей производства Южного машиностроительного завода на 12.3 млн. гривен (розпорядження Кабінета Міністрів УкраЇни від 14 січня 1998 р. №18-р).

На данном этапе развития нашей экономики наиболее привлекательными отраслями для операций лизинга являются сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт, лизинг недвижимости, а также малое предпринимательство.

Можно выделить следующие обстоятельства, препятствующие развитию лизинга на Украине:

·  нехватка капитала для организации лизинговых компаний, поскольку необходимо приобретать объекты лизинга за полную стоимость и передавать лизингополучателю с отсрочкой платежей;

·  практически полное отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, необходимой для обслуживания всех участников рынка лизинга;

·  нехватка информации о сущности и потенциальных преимуществах рынка лизинга со стороны его потенциальных операторов;

·  отсутствие опытных работников в сфере функционирования лизингового рынка;

·  практически полное отсутствие налоговых и других льгот для участников лизингового рынка.

Необходимым шагом по дальнейшему развитию лизинговых отношений на Украине должно стать привлечение частного капитала (банковских структур, страховых компаний, торгово-промышленных групп). Кроме того, средства из государственного лизингового фонда следует направлять не только на финансирование отдельных лизинговых проектов, но и на страхование объектов лизинга и возвращение лизинговых платежей.

Следует в законодательном порядке предусмотреть льготы по лизинговым контрактам как для отечественных операторов лизингового рынка, так и для зарубежных, что послужит притоку капитала (как отечественного, так и зарубежного) и будет стимулировать дальнейшее развитие лизингового рынка в Украине.

Привлечению иностранных инвестиций и увеличению потенциальных сбытовых возможностей отечественных товаропроизводителей может способствовать государственная поддержка международного лизинга, а это прежде всего должно заключаться в проведении гибкой таможенной налоговой политики для удешевления международных контрактов по операциям лизинга и стимулированию внедрения новых технологий, техники и оборудования.

Для успешного функционирования лизингового рынка необходимы изменения и в амортизационной политике государства. Следует дать законодательно утвержденное право самостоятельного определения сторонами лизингового договора сроков амортизации объектов лизинга и накопления амортизационных отчислений.

В целом необходима выработка долгосрочной программы по стимулированию и развитию лизингового бизнеса, которая бы учитывала предложения, поступающие от непосредственных участников лизингового рынка.

Похожие материалы

Информация о работе