Валовый внутренний продукт и промышленное производство. Внешнеэкономическая деятельность Украины, страница 5

К возможности возникновения кризиса ликвидности в банковской системе, помня об опыте «оранжевой революции», банки начинают готовиться заранее. Запас прочности банковской системы увеличился почти в два раза по сравнению с периодом президентских

выборов: если в ноябре 2004 г. остатки на корсчетах банков в НБУ едва дотягивали до 7 млрд. грн., то в январе 2005 они составляли уже 13,75 млрд. грн. Позиция НБУ, на наш взгляд, также не позволит ставкам подняться до уровней выборов Президента: ставка рефинансирования, которая как правило является «потолком» для стоимости межбанковских ресурсов, снижена до 11% годовых по обеспеченным и до 13% годовых по необеспеченным кредитам «овернайт».

После оглашения результатов выборов,  ставки вернулись на уровень осени 2005 года под влиянием возврата в банковскую систему средств предприятий и населения. Однако затем ближе ко второму полугодию ситуация с рынком недвижимости, скорее всего, придет в норму, и объемы ипотечных кредитов восстановятся. Дополнительным отложенным фактором активизации ипотечного кредитования станет возникновение механизма рефинансирования кредитов путем выпуска ипотечных облигаций (возможно в конце 2006 - начале 2007 года). Это совпадет с традиционной осенней активизацией кредитования предприятий и с уборочной кампанией, что существенно подтолкнет вверх объемы кредитов. При этом депозиты населения вернутся на рынок недвижимости. Рост доходов населения, который стал определяющим фактором при росте депозитов физических лиц в 2005 году, в 2006 потеряет свою решающую роль. Если в 2005 году прирост реальных доходов населения составил 19,8%, то в 2006 доходы населения, скорее всего, будут повышаться очень незначительно. В бюджете предусмотрено трехразовое повышение прожиточного минимума и минимальной заработной платы (на 4,1% до 472 грн. на 01.10.06 и на 14,2% до 400 грн. На 01.12.06, соответственно).

Также повышение социальных выплат запланировано Законом Украины «О социальной защите детей войны»: пенсионеры, которые в 1945 году были несовершеннолетними, будут получать прибавку к пенсии в размере 30% минимальной пенсии по возрасту (с 1 февраля 2006 г. она составляет 350 грн.). В контексте ожидаемой

10%..12% инфляции реальное повышение доходов будет незначительным, а значит стоит ожидать очень умеренного прироста депозитов населения. Таким образом, во второй половине года  ожидается увеличения разницы между кредитами и депозитами и, соответственно, разворота тренда в сторону роста ставок на рынке.

ПРОГНОЗЫ ОТНОСИТЕЛЬНО БУДУЩЕГО ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

По экономическим оценкам, показатель прироста украинского ВВП по итогам 2006 г.  будет находиться в диапазоне 1,5%-2,0%. Добиться позитивного значения прироста ВВП удастся в первую очередь за счет роста в таких отраслях, как добыча энергетических материалов (нефть и газ), коксохимия, производство электроэнергии. Увеличения объемов производства в данных отраслях будет призвано компенсировать рост стоимости импортируемого природного газа. Значительного падения объемов производства в металлургическом секторе в настоящий момент не ожидается, в то время как постепенный возврат льгот свободным экономическим зонам и сохраняющиеся высокие темпы роста в отраслях, ориентированных на потребительские расходы, будут оказывать поддерживающее влияние. Определенную позитивную роль сыграет и более низкая база сравнения.

Индекс потребительских цен в первом полугодии вряд ли превысит значение за аналогичный период 2005 г., так как заложенный в бюджет-2006 рост доходов населения значительно уступает прошлогоднему, однако CPI будет испытывать существенное давление после ожидаемого повышения стоимости газа для населения и предприятий ЖКХ во 2-м квартале.     Ожидается, что индекс потребительских цен по итогам года не превысит 13% (целевое значение – 10%-12%), в то время как индекс цен производителей вплотную подойдет к 15%-й отметке. Так же негативное сальдо торгового баланса по итогам 2006 года может достичь -$3,5 млрд. Рост расходов на импорт природного газа (по  оценкам – на $1,3-1,5 млрд. в денежном выражении) и сохранение опережающих темпов роста импорта позволяет прогнозировать дальнейшее ухудшение сальдо торгового баланса Украины.