Жизнь и творчество Фёдора Ивановича Тютчева, страница 2

«О чем ты веешь, ветр ночной?» (119), «Сны» («Как океан объемлет шар земной»)(82). Это стихотворение дает туманный образ и конкретную картинку: человек на лодке в звездную ночь. Небо наверху и небо внизу. От этого конкретного образа – человек в небесной широте, человек в мироздании. И человек чувствует величие мира. У Тютчева величие мира всегда связано с небом и звездами. Жизнь человека всегда как бы идет в присутствии неба и звезд. Звезды могут быть не видимы днем. «Душа хотела б быть звездой» (107).

Присутствие неба дает Тютчеву масштаб. Все, что происходит на земле, происходит в присутствие неба. И человеческая жизнь меряется небесным масштабом. При этом Тютчев не осуждает земную жизнь, но вдруг он вводит это небесное измерение и вся картинка меняется. «И гроб опущен уж в могилу» (123), «Кончен мир, умолкли хоры» (159). У Тютчева над земной жизнью стоит небо и зовет к высокому. Тютчев был человек религиозный, но религиозность не давали ответы на все вопросы. Жизнь для него полна соблазна, от которого он не умел отворачиваться. И небо для него всегда высокий идеал. У Тютчева человек на земле вынужден ошибаться, искать, часто ощущает себя бессильным, он – песчинка, лицо трагическое.

У Тютчева часто встречаются приметы античности, потому что тютчевский человек во многом подвластен року. А есть разница между античным рокам и христианским проведением. Рок прежде всего непонятен всегда, рок человеку безразличен. Он чаще всего оказывается враждебен, потому что он не замечает человека. «Бессонница» (80), «Malaaria» (112).

У Тютчева  человек – существо, над которым тяготеет рок, рок извне его и рок внутри его – «страсти роковые». Человеческая история тоже происходит в страстях и для человека очень привлекательно  попасть в мир минуты роковые истории: «Цицерон» (104). Человек, который живет в роковые эпохи, приближается в чем-то к бессмертию. Тютчев размышляет над судьбой бессмертных богов и смертного человека. Его размышления связаны с античными представлениями о герое. С одной стороны, человек слаб и бессилен перед судьбой, перед Роком, но с другой стороны, человек знает о собственной ограниченности, но не сдается, а борется за свою судьбу. И тогда открывается подлинное трагическое величие человека: «Два голоса» (167).

Один голос, предостерегающий, останавливающий, так как борьба безнадежна. Другой – зовущий к дальнейшей неустанной борьбе. В этом голосе великая убежденность. В нем настоящее тютчевское вдохновение. Великая попытка утвердить достоинства человека как высшего существа во Вселенной, которому, несмотря на то, что оно обречено на гибель и уничтожение, завидуют боги. Морально здесь торжествует человек. Но удержаться на этой позиции отчаяния, в себе самом находящего призрачное утешение и призрачную победу, Тютчев не захотел, или не смог. С той поры он пытается стать христианином. Об этом свидетельствуют прежде всего большое число христианских образов, хлынувших в его поэзию. Античные же боги вымирают после «Двух голосов».

Таким сложился Тютчев в первую половину своей жизни, 20-30-ые годы. Тютчев из тех поэтов, в которых устойчивости больше, чем перемен. Все темы, начатые в 30-ые годы, идут до конца творчества.  Но все-таки вместе с изменением его жизни, меняется и поэзия.

54 г. – возвращается в Россию. Родное имение Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Постоянное местожительство – Петербург. Почти испуган суровостью русского севера. Россия открывается заново. Появляется русская тема: русская природа, судьба русского народа, русский характер. В его поэзии нечто меняется: она конкретизируется, локализуется. Ее фон теперь уже не Вселенная, а какие-то конкретные уголки, явления природы. Он замечает феномен России: «Умом Россию не понять» (229), «Русской женщине» (153), «Эти бедные селенья» (191). Отступает грандиозность ради удивительных задушевных картин природы.