Технико-экономическая характеристика железнодорожного направления Барановичи-Минск- Орша и Минского железнодорожного узла, страница 4

Большую часть времени пассажир находится в поездах. Состояние их во многих случаях нельзя назвать удовлетворительным. На Свердловской дороге в целях дальнейшего совершенствования организации пассажиров на дороге действует приказ о повышении уровня обслуживания пассажиров. Введены талоны предупреждения проводников. Это позволило значительно сократить количество жалоб пассажиров на некачественное обслуживание в пути следования. Так каждый проводник вагона постоянно имеет при себе три талона предупреждения желтого, зеленого и красного цветов и предъявляет их по первому требованию проверяющих. На лицевой стороне талона указана фамилия, имя, отчество проводника вагона, наименование резерва, дата выдачи и подпись руководителя предприятия. На обратной стороне приведен перечень нарушений, за которые талон изымается. В их числе: антисанитарное состояние вагона, курение проводника в не установленном месте, нарушение правил посадки и высадки пассажиров, отключение сигнализации, контроля нагрева букс, провоз безбилетных пассажиров, сокрытие свободных мест и др.

При изъятии талона зеленого цвета проводник полностью или частично лишается премии, желтого цвета – лишается премии и направляется на переэкзаменовку в комиссию предприятия. Утрата красного талона влечет за собой перевод на работу, не связанную с обслуживанием пассажиров, или увольнение с работы в соответствии с действующим законодательством. Все эти и другие услуги описаны более подробно в журнале «Железнодорожный транспорт» за 1997г. №5.

Сдерживающим фактором комплексного решения проблем развития пассажирских перевозок является несовершенство структуры управления. Основные задачи изменения структуры управления пассажирскими перевозками заключаются  в достижении максимальной эффективности функционирования пассажирского хозяйства, обеспечении полного и качественного удовлетворение платежеспособного спроса населения на перевозки с минимальными издержками. Эти задачи могут быть решены за счет сокращения звенности управления, перехода к отраслевому коммерческому расчету, объединения оперативно-производственных и финансово-экономических рычагов управления в едином отраслевом производственном центре – дирекции по обслуживанию пассажиров.

Немаловажную роль играют и маркетинговые исследования пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Данная проблема рассматривается заместителем руководителя Департамента пассажирских сообщений МПС  Ю.В. Елизарьевым в статье «Маркетинговые исследования» журнала «Железнодорожный транспорт» за 1999г. №10. Маркетинг пассажирских перевозок представляет собой систему управления, направленную на обеспечение максимальной экономической эффективности деятельности пассажирского комплекса за счет полного удовлетворения спроса населения на услуги отрасли и формирования дополнительного спроса.

В состав маркетинговой деятельности входят:

-  анализ состояния и динамики потребительского спроса на рынке транспортных услуг;

-   выявление и изучение потребительских потребностей;

-  оценка внешней среды и уровня конкуренции на транспортном рынке;

-  определение емкости рынка транспортных услуг населению и рыночной доли железнодорожного транспорта;

-  проведение сегментации рынка; выявление существующих и перспективных сегментов рынка транспортных услуг населению;

-  разработке и реализации ценовой политики;

-  развитие рекламной деятельности и стимулирования спроса на пассажирские перевозки;

-  разработка и продвижение новых транспортных услуг населению.

   Проведение маркетинговых исследований в области пассажирских перевозок на железных дорогах возложено на отделы маркетинга дирекции по обслуживанию пассажиров. Принципиальная особенность направленности маркетинговых исследований пассажирских перевозок заключается в том, что спрос населения на транспортные услуги почти всегда вторичен. Он служит для удовлетворения потребностей, имеющих первичный характер (работа, учеба, отдых, лечения и др.). В связи с этим при анализе потенциала рынка транспортных услуг определен учет изменений первичной потребности в зависимости от уровня социально-экономического развития региона и дифференциации образа жизни проживающих в нем населения.