Современные тенденции в культурной жизни человечества. Научно-техническая революция, ее достижения и порожденные ею проблемы

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

очень рано возобладал «дух капитализма», вовлекающий массы людей в гонку производства и потребления. США сейчас – богатая и амбициозная страна, вкладывающая громадные средства в свою культурную экспансию. Поэтому приходится говорить об «американизации» современной культуры или об «американском культурном империализме».

4.Уже с конца XIX в. в европейской социальной науке и искусстве начинает настойчиво звучать идея кризиса культуры, идея того, что культура перестала защищать и возвышать человека. Имелось в виду, конечно, европейская культура, та самая, которая в XIX вв. рассматривалась как почти безусловный пример для подражания, обращенный ко всему остальному человечеству.

По вопросам о сущности кризиса культуры, его причинам и последствиям, перспективам выхода из него существует немалый разброс мнений.

С точки зрения марксистски ориентированных авторов, причина кризиса (важнейшая или одна из важнейших) кроется в антигуманном, несправедливом характере капиталистического общества. В этом обществе царят неравенство и конкуренция, человек становится машиной для зарабатывания денег и приобретения товаров. Отсюда – бессодержательное, пошлое, уродливое искусство. Отсюда – низкий образовательный уровень значительной части населения. Отсюда – наука, обслуживающая гонку потребления и гонку вооружений. Отсюда – техника, разрушающая природу. Отсюда – разрастание преступности, наркомании, сексуальных извращений…

Есть мнение, что кризис культуры связан совсем не с наличием в обществе неравенства, а с его недостатком. Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» утверждал, что главная проблема нашего времени – умаление значения элиты, господство «среднего человека», перед которым заискивают и политики и художники. Причина «восстания масс» - стремительный рост населения и демократизация общественных отношений. Новые толпы с такой скоростью выбрасываются на «поверхность истории», что не успевают освоить культурный опыт прежни поколений, так что общий уровень культуры снижается. Современный «средний европеец» смахивает на дикаря, попавшего в мир цивилизации…

Третья группа авторов склонна видеть источник и средоточие кризиса культуры в том культе науки и техники, которому отдают дань и защитники, и критики капитализма. Общество, насыщенное машинами, само превращается в мегамашину, предельно заорганизованную, рационализированную систему. Зависимость людей от машин растет, и сами они становятся все более машиноподобными. Обратной стороной засилья техники и технократического мышления, реакцией отторжения на них стали искусство, бунтующее против разума, волна интереса к мистике и оккультизму, рост бессмысленного насилия и вандализма.

С точки зрения таких христианских апологетов ХХ в., как Ж. Маритен, К.С. Льюис, И. Ильин и других, причина кризиса европейской культуры в том, что она оторвалась от своих христианских корней. Без любви к Богу меркнет и любовь к его творениям – природе и человеку. Без представления о Божественном Абсолюте люди теряют ясные нравственные и эстетические ориентиры.

Еще одна точка зрения является выводом из концепции этногенеза, принадлежащей Л. Гумилеву. Близкие, долговременные контакты несовместимых этносов Гумилев называл этнической химерой. Поколения людей, формирующиеся в условиях этнической химеры, отличаются непредсказуемым, разболтанным поведением, в их умах царит хаос. Они восприимчивы к антисистемным, мироотрицающим мировоззрениям. Если подумать, весь мир благодаря процессам глобализации превращается

Похожие материалы

Информация о работе