Регион как политическое пространство

Фрагмент текста работы

С. БАРЗИЛОВ, А. ЧЕРНЫШОВ

56

содружество


1.  Эклектичность и эластичность мировоззренческих построений,
включающих и сочетающих без сколько-нибудь логической взаимос­
вязи социально-анонимные положения о рыночной экономике, гра­
жданском обществе, правовом государстве, с одной стороны, и коммуни­
стические догматы и лозунги о социальной справедливости, социальном
равенстве и социальной защите — с другой. За этим кроются не попытки
собственного мировоззренческого я нравственного самоопределения, а
стремление соединить свое постсоциалистическое кредо с лояльностью
курсу президента и правительства.

2.  Спекуляция на региональных и местечковых социально-эконо­
мических и бытовых проблемах, на бюджетных вопросах. При апелли­
ровании к общественному мнению упор делается на несправедливое
формирование бюджета со стороны вышестоящей власти. Постоянный
акцент  на  неудовлетворенность  населения  самыми  элементарными
бытовыми благами и попытка сыграть на этих проблемах роль защит­
ника интересов народа.

3.  Сведение основных политических вопросов региона или города к
проблемам самоуправления в его противопоставлении проблемам госу­
дарственной власти. Самоуправление сводится преимущественно к бюд­
жетным вопросам, к праву формирования бюджета снизу и к результа­
там собственной деятельности по формированию общественной инициа­
тивы на низовом уровне и не затрагивает управленческий аппарат и его
окружение.

4.  Отождествление экономических вопросов с текущей хозяйствен­
ной деятельностью, непонимание их характера и сущности на уровне
региона. Восприятие хозяйственных проблем в их самостоятельном зна­
чении, несистемность, «блоковость» экономического мышления.

5.  Отсутствие четкого понимания взаимосвязи на уровне региона:
экономики, политики, социальной сферы. Попытки связать их преиму­
щественно на уровне обыденного, предметного сознания.

6.  Ограничение проблем выхода из кризисного состояния поисками
источников финансирования убыточных отраслей и предприятий.

Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о противоречи­вости формирования региональной элиты. Прежде всего она не сложи­лась как определенная социальная целостность со свойственными ей общественно значимыми интересами и ориентациями. Ее потребности и социальные качества пока не являются элементами опережения и доб­рокачественности в эволюции общественных отношений. Она, к сожале­нию, не возглавляет и в целом не контролирует экономические и полити­ческие процессы на местах. Социальная определенность региональной элиты может быть охарактеризована преимущественно с точки зрения ее противопоставления, отличия от потребностей, интересов и ориента­ции населения области. Элита как социальная группа, воплощающая в своих качествах наиболее перспективные тенденции общественного раз­вития, на местном уровне отсутствует. В лучшем случае она является перелицовкой прежней номенклатуры.


Дмитрий ФУРМАН, ОлегБУХОВЕЦ

БЕЛОРУССКОЕ САМОСОЗНАНИЕ И БЕЛОРУССКАЯ ПОЛИТИКА

КАЖДАЯ СТРАНА В СНГ имеет свое уникальное «политическое лицо», у каждой — своя конфигурация политических сил, свой ритм и даже направление политического развития. И все же Белоруссия — страна «совсем особенная». Ни в одной другой не было столь причудли­вой «электоральной революции», как в Белоруссии в 1994 году

Похожие материалы

Информация о работе