Реализм XIX века: литература и культура

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

В XIX в. мир стал ареной гигантского единого процесса — развития капитализма, .которое шло, 'как указывают классики марксизма-ленинизма, неравномерно, создавая в разных странах различные условия для развития общественного сознания. Поэтому и критический реализм, возникая в литературе различных стран как явление, в некоторых важнейших чертах сходное, по мере своей эволюции приобретал в каждой стране специфическое для литературы содержание, неповторимые   национальные примеры.

Если романтизм был вызван к жизни реакцией па ломку старого,

докапиталистического общества, то критический реализм вызван к

жизни противоречиями бурного капиталистического развития, последовавшего за периодом ломки старого общества и его культуры. В ходе

этих процессов обнаружился антигуманистический характер капиталистического общества, 'вскрылись его кричащие социальные контрасты,

сказалось реакционное 'перерождение буржуазии, которая из передового, исторически прогрессивного класса, становилась классом реакцион-ным. Сказалось и растущее значение {народных масс как творца истории, как могучей революционной силы, чьими завоеваниями искусно

пользовались правящие классы, формирование критического реализма

исторически совпадает с формированием научного социализма. Реализм

XIX в. потому и называется критическим, что он примечателен прежде

.всего честным, правдивым изображением буржуазного и буржуазно-

помещичьего общества, а такое изображение, даже независимо от воли

художника, было всегда критикой буржуазного общества. Основоположники научного социализма — Маркс и Энгельс — тоже начали с глубокой критики 'буржуазного общества. Но они не остановились на критике

буржуазного строя, а открыли исторический закон, свидетельствовавший о неизбежном крушении этого строя, о торжестве строя социалистического, создаваемого пролетариатом в союзе со всеми трудящимися.

«Реализмом 'именуется правдивое, 'неприкрашенное изображение

людей и условий их жизни». — писал Горький ' о критическом реализме.

Общие, типологические черты критического реализма полно охарактеризованы в письме Ф. Энгельса к английской писательнице Маргарет

Гаркнесс. Подвергая дружеской критике ее роман «Городская девушка»

и призывая Гаркнесс создать произведение, в котором характеры англий-

ских рабочих были бы показаны правдиво, реалистично, Энгельс писал;

На мой взгляд, -реализм предполагает, помимо правдивости деталей,

.правдивость в воспроизведении типичных характеров ,в типичных обстоя-

тельствах»'. Это-положение Энгельс иллюстрирует анализом творчества

Бальзака. Из его письма 'видно, что под типичными характерами он

подразумевал прежде всего такие характеры, в которых выражены

основные противоречия данной эпохи, ее специфика.

Литературные типы можно 'найти и на 'предыдущих этапах разви-

тия реализма. Например, несомненно типичны характеры, созданные

авторами просветительского 'романа — Фильдингом, Смоллетом, Типи-

чен был и Вертер —герой первого романа Гёте.

Но критическому реализму присуща та принципиально новая типичность, которая достигается изображением «типичного характера в

типичных обстоятельствах». Именно в «типичном характере», показан-

яом в поступках, 'в изменениях, 0'бусло'вленном конкретно-историческими

фактами, раскрывается сущность социальных и бытовых условий жиз-

вя, общества на данном этапе его развития. Раскрывается и сложный

•яутреннпп мир мыслей и чувств, присущих «типичному характеру

Похожие материалы

Информация о работе