надо отметить крайне низкий уровень оплаты труда в традиционных бюджетных отраслях (здравоохранение, образование, социальное обеспечение, культура, искусство) по сравнению с отраслями производственной сферы. Иначе говоря, свойственные "развитому социализму" отраслевые различия в уровнях оплаты труда, которые нельзя признать прогрессивными, вновь воспроизводятся и даже усиливаются.
Таблица 3. Среднемесячная заработная плата по отраслям (долларов США по рыночному курсу)
1995 |
1999* |
Снижение, % |
|
Экономика в целом |
65.5 |
41.2 |
37.1 |
в т.ч. промышленность |
74.7 |
51.2 |
31.5 |
сельское хозяйство |
40.6 |
23.7 |
41.6 |
транспорт |
81.1 |
47.3 |
41.7 |
связь |
79.7 |
42.4 |
46.8 |
строительство |
90.9 |
55.5 |
38.9 |
торговля и общепит |
52.7 |
35.3 |
33.0 |
маттехснабжение и сбыт |
86.6 |
48.5 |
44.0 |
жилкоммунхоз |
65.3 |
39.7 |
39.2 |
здравоохранение |
56.5 |
32.0 |
43.4 |
соцобеспечение |
34.8 |
21.6 |
37.9 |
образование |
51.6 |
30.5 |
40.9 |
культура |
44.9 |
26.7 |
40.5 |
искусство |
44.8 |
26.9 |
40.0 |
наука и научное обслуживание |
70.7 |
47.3 |
33.1 |
банки |
147.5 |
87.1 |
40.9 |
аппарат органов госуправления |
102.5 |
48.1 |
53.1 |
* За первые 9 месяцев года
Для иллюстрации уровня оплаты труда на конкретных предприятиях в приложении 2 приведен размер среднемесячной заработной платы, исчисленный в долларах США по рыночному курсу, сложившийся в текущем году на ряде крупных предприятий (свше 1000 работающих) автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения.
Следует отметить еще одну проблему, связанную с заработной платой. Речь идет о систематическом увеличение в 1999 г. задолженности по выплате заработной платы. Так, на начало октября задолженность достигла 6.6 трлн. рублей (13.2 млн. долларов США), увеличившись с августа на 14.3% и составив 10.6% месячного фонда оплаты труда. Следовательно, проблема задолженности по заработной плате начала обостряться еще до вхождения в состав России, у которой она носит катастрофический характер.
Таким образом, политика властей в отношении уровня оплаты труда работающих не выдерживает никакой критики. Вместо того, чтобы всеми возможными мерами способствовать повышению заработной платы, правительство, наоборот, всячески стремится сдержать ее рост. Это прямо связано с усилиями властей противостоять процессам рыночных преобразований, откровенными попытками повернуть общественное развитие вспять. Раздуваемый официальной пропагандой миф о росте заработной платы демонстрирует, скорее, результаты усилий работников государственной статистики, чем объективную реальность.
Для реального повышения уровня заработной платы, усиления ее стимулирующей роли и воспроизводственной функции необходимо радикально изменить социальную политику в этой сфере. Прежде всего следует освободить хозяйствующих субъектов от чрезмерной административной опеки и вернуть им полномочия, которые у них были в сфере оплаты труда до 1995 г. Регулирование верхнего уровня заработной платы целесообразно осуществлять через налоговое законодательство, снизив размеры налогообложения юридических лиц и одновременно повысив роль (а не ставки!) подоходного налога с граждан через хорошо отлаженный механизм декларирования доходов. Для обеспечения воспроизводственной функции и выполнения роли действительного минимума оплаты труда ТПР должна быть увеличена до уровня МПБ.
3. Государственная политика в сфере пенсионного обеспечения
Не менее неудачной следует признать политику правительства в отношений пенсионного обеспечения населения. Как это ни парадоксально, но в наибольшей степени от безграмотной экономической политики белорусских властей пострадала главная опора режима -- пенсионеры, что лишний раз подтверждает известный принцип любой диктатуры: бей своих, чтоб чужие боялись!
Конечно, нынешнее состояние пенсионного обеспечения есть прямое
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.