Реализация социально-экономических прав граждан в Республике Беларусь

Страницы работы

Фрагмент текста работы

надо отметить крайне низкий уровень оплаты труда в традиционных бюджетных отраслях (здравоохранение, образование, социальное обеспечение, культура, искусство) по сравнению с отраслями производственной сферы. Иначе говоря, свойственные "развитому социализму" отраслевые различия в уровнях оплаты труда, которые нельзя признать прогрессивными, вновь воспроизводятся и даже усиливаются.

Таблица 3. Среднемесячная заработная плата по отраслям (долларов США по рыночному курсу)

1995

1999*

Снижение, %

Экономика в целом

65.5

41.2

37.1

в т.ч. промышленность

74.7

51.2

31.5

сельское хозяйство

40.6

23.7

41.6

транспорт

81.1

47.3

41.7

связь

79.7

42.4

46.8

строительство

90.9

55.5

38.9

торговля и общепит

52.7

35.3

33.0

маттехснабжение и сбыт

86.6

48.5

44.0

жилкоммунхоз

65.3

39.7

39.2

здравоохранение

56.5

32.0

43.4

соцобеспечение

34.8

21.6

37.9

образование

51.6

30.5

40.9

культура

44.9

26.7

40.5

искусство

44.8

26.9

40.0

наука и научное обслуживание

70.7

47.3

33.1

банки

147.5

87.1

40.9

аппарат органов госуправления

102.5

48.1

53.1

* За первые 9 месяцев года

Для иллюстрации уровня оплаты труда на конкретных предприятиях в приложении 2 приведен размер среднемесячной заработной платы, исчисленный в долларах США по рыночному курсу, сложившийся в текущем году на ряде крупных предприятий (свше 1000 работающих) автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения.

Следует отметить еще одну проблему, связанную с заработной платой. Речь идет о систематическом увеличение в 1999 г. задолженности по выплате заработной платы. Так, на начало октября задолженность достигла 6.6 трлн. рублей (13.2 млн. долларов США), увеличившись с августа на 14.3% и составив 10.6% месячного фонда оплаты труда. Следовательно, проблема задолженности по заработной плате начала обостряться еще до вхождения в состав России, у которой она носит катастрофический характер.

Таким образом, политика властей в отношении уровня оплаты труда работающих не выдерживает никакой критики. Вместо того, чтобы всеми возможными мерами способствовать повышению заработной платы, правительство, наоборот, всячески стремится сдержать ее рост. Это прямо связано с усилиями властей противостоять процессам рыночных преобразований, откровенными попытками повернуть общественное развитие вспять. Раздуваемый официальной пропагандой миф о росте заработной платы демонстрирует, скорее, результаты усилий работников государственной статистики, чем объективную реальность.

Для реального повышения уровня заработной платы, усиления ее стимулирующей роли и воспроизводственной функции необходимо радикально изменить социальную политику в этой сфере. Прежде всего следует освободить хозяйствующих субъектов от чрезмерной административной опеки и вернуть им полномочия, которые у них были в сфере оплаты труда до 1995 г. Регулирование верхнего уровня заработной платы целесообразно осуществлять через налоговое законодательство, снизив размеры налогообложения юридических лиц и одновременно повысив роль (а не ставки!) подоходного налога с граждан через хорошо отлаженный механизм декларирования доходов. Для обеспечения воспроизводственной функции и выполнения роли действительного минимума оплаты труда ТПР должна быть увеличена до уровня МПБ.

3. Государственная политика в сфере пенсионного обеспечения

Не менее неудачной следует признать политику правительства в отношений пенсионного обеспечения населения. Как это ни парадоксально, но в наибольшей степени от безграмотной экономической политики белорусских властей пострадала главная опора режима -- пенсионеры, что лишний раз подтверждает известный принцип любой диктатуры: бей своих, чтоб чужие боялись!

Конечно, нынешнее состояние пенсионного обеспечения есть прямое

Похожие материалы

Информация о работе