Предмет культурологии. Культура и ее функции. Цивилизация, менталитет, культурная картина мира

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Тема 1. Предмет культурологии

  1. Культурология как наука
  2. Культура и ее функции
  3. Цивилизация, менталитет, культурная картина мира

1.Культурология как особая отрасль гуманитарного знания начинает формироваться со второй половины XIX в. Она возникла на стыке целого ряда дисциплин, изучавших культуру. Можно выделить два ее основных источника или двух непосредственных предшественников в мире науки.

Во-первых, этнографию – науку, изучающую особенности быта, нравы и обычаи народов (этносов) мира. Другие ее названия: культурная антропология (США), социальная антропология (Англия). К числу видных этнографов, чьи труды имели большое значене для становления культорологии, относят Л.Г. Моргана (1818 - 1881), Э.Б. Тайлора (1832-1917), Б. К. Малиновского (1884 - 1942), А. Р. Радклиффа-Брауна (1881 - 1955), Ф. Боаса (1858 - 1942), Л.А. Уайта (1900 - 1975).

Во-вторых, культурфилософию – направление в философии XIX-ХХ вв., сосредоточившееся на анализе исторических типов культуры. К числу значимых представителей  этой  философской  традиции  относят  Н. Данилевского  (1822 - 1885),  К. Леонтьева (1831 - 1891), Г. Зиммеля (1858 - 1918), О. Шпенглера (1880 - 1936), А.Д. Тойнби (1889 - 1975).

Само название «культурология» (лат. сultura + греч.logos – слово, учение) появляется также в XIX в., но систематически начинает употребляться с середины ХХ в. – после ряда публикаций Л.А. Уайта. Что же такое культурология? Коротко можно сказать: это общая теория культуры. Более развернутое определение: это система знаний о сущности и формах проявления культуры, о закономерностях ее возникновения и развития.

Сказав, что изучает культурология, мы указали предмет этой науки. Назовем и ряд ее  важнейших методов:

1)  историко-типологический, позволяющий вычленить в развитии культуры устойчивые типы;

2)  историко-генетический, который означает рассмотрение культурного феномена в контексте его пространственно-временных изменений;

3)  сравнительно-исторический, нацеленный на сопоставление различных культур или их отдельных элементов и этапов;

4)  структурно-функциональный, представляющий культуру как систему взаимодействующих элементов с определениями функциями;

5)  феноменологический, предполагающий максимально объективное описание культурных феноменов(явлений) без навязывания им чужеродных смыслов;

6)  герменевтический, который через «погружение» ученого в исследуемую культурную традицию позволяет выявить ее подлинные смыслы.

Культурология имеет фундаментально-теоретические и прикладные аспекты. Она претендует на то, чтобы не только познавать реальность культуры, но также прогнозировать и регулировать протекающие в ней процессы. В этом смысле не случайно ее появление на рубеже XIX – XX вв. Когда массы людей стали перетекать из страны в страну, с континента на континент, когда ускорившийся прогресс сделал непривычной и непонятной для европейцев жизнь даже не столь далеких предков, ученые получили неявный социальный заказ – помочь диалогу культур разных народов и эпох.

Надо признать, что до сих пор культурология не обладает четким общепризнанным статусом. Для одних авторов она уже является самостоятельной научной дисциплиной, для других  – это комплекс дисциплин, изучающих культуру, для третьих  культурология – раздел наук, занятых исследованием культуры. Вот почему среди тех, кого часто относят к культурологам, мы можем встретить психологов З. Фрейда (1856 - 1939) и К. Г. Юнга (1875 - 1961), социологов М. Вебера (1864 - 1920) и П. Сорокина (1889 - 1968), историков Й. Хейзингу (1872 - 1945) и А. Гуревича (1924 - 1998), философов А. Лосева (1892 - 1988) и М. Фуко (1926 - 1954), филолога Ю. Лотмана (1922 - 1993) и др. И ведь все это – знаменитые имена, без которых уже нельзя представить историю

Похожие материалы

Информация о работе