Методические указания самостоятельного изучения учебной дисциплины "Геологическое строение и экосистема Черного и Азовского морей", страница 2

 С этой темой студент может познакомиться в учебнике «Морская геология» [Логвиненко Н.В., Л., 1980, с. 19-39].

Вопросы для самоконтроля.

1. Охарактеризуйте разные типы строения морского дна.

2. Отличие строения морского да внутренних и окраинных морей.

3. Зависимость строения морского дна от сейсмичности.

1.2 Геологическое строение дна Черного и Азовского морей.

Геологическое строение дна Черного и Азовского моря существенно влияет на их экосистему. В связи с тем, что Северо-западная часть Черного моря полностью расположена в пределах свободной экономической зоны Украины, а Северо восточная часть Азовского моря является нефтегазоносной, студенты должны особое внимание обратить на геологическое строение  и структуру именно этих участков морского дна.

 Достаточно хорошо этот раздел рассмотрен в учебном пособии для студентов университета специальности 7.070801 «Экосистема Черного моря» [ А.В. Холопцев Одесса 1996, 78-84]

Вопросы для самоконтроля.

1.   Глобальные вертикальные движения на территории Азово-Черноморского бассейна и зависимость от них геоморфологических характеристик морского дна.

2.   Изменения морфологии морского дна от геохронологии

3.   Влияние тектоники на строение морского дна.

4.   Особенности структур мезозойских отложений от рельефа морского дна.

5.   Минеральные ресурсы Азово-Черноморского региона.

1.3. Берега и береговые процессы.

 Дополнительное самостоятельное изучение этой темы для студентов специальности «Экология моря»  весьма актуально для Крымского и Керченского полуостровов, т.к. именно с береговыми процессами здесь связанны многие экологические проблемы. Берег – это арена борьбы между морем и сушей. Когда побеждает море, берег размывается, смывается пляж, разрушаются скалы и камни. Когда побеждает суша, возникает пляж, он наращивается со стороны моря, образуя аккумулятивную террасу. В этой борьбе моря и суши при участии животных и растений вырабатывается большое разнообразие берегов. В разрушении или в формировании береговой линии огромная роль отводится и эндогенным процессам.

 Наиболее четко с многочисленными примерами этот материал изложен в учебнике «Морская геология»  [Логвиненко Н.В., Л., 1980, с. 137-171] с рекомендуемым списком дополнительной литературы.

Вопросы для самоконтроля.

1. Связь и закономерности оползневых процессов с береговым строением различных участков Азовского и Черного морей.

2. Состояние пляжных зон Азовского побережья.

3. Как сохранить берега и увеличить пляжные территории?

4. Что такое искуственные рифы и для чего их создают?

5. Экзогенные процессы и изменение конфигурации береговой линии.

1.4. Гравитационные процессы.

Самостоятельное изучение гравитационных  процессов раскроет студентам современное экологическое состояние береговой линии и зоны шельфа, связанное с различными формами движения геологических тел, при которых основной движущей силой является сила тяжести. Поможет сформировать их экологическое сознание, более творчески подойти к решению таких вопросов как сохранение пляжей, укрепление береговой линии, предотвращение оползневых процессов,  а так же подготовит их к дальнейшему изучению таких дисциплин как «Экология моря» и «Экология шельфа».

Рекомендуемая литература:

-Патин С.А. Экологические  проблемы освоения нефтегазовых ресурсов морского шельфа. Москва: ВНИРО, 1977, 350 с.

-Проблемы исследования и освоения Мирового океана. Под редакцией Вознесенского А.И. Ленинград: "Судостроение", 1979, 407 с.

Вопросы для самоконтроля.

1. Волновое воздействие на сортировку материала при гравитационных процессах.

2. Гравитационные процессы развитые на ЮБК.

3. Сортировка пляжного материала..

4. Направление исследований при гравитационных процессах.