Морфология и типология культуры. Уровни культуры

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ТЕМА  2 МОРФОЛОГИЯ И ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

  1. Формы культуры.
  2. Уровни культуры.
  3. Типы культуры.

1.  Культура есть сложно структурированная системная целостность, элементы которой находятся друг с другом в тесной, почти органической  связи. Некоторые культурологи прямо уподобляют культуру живому организму и для описания ее устройства используют, как и биологи, термин «морфология» - морфология культуры.

       Основные элементы культуры называются еще культурными формами. Каждая из них характеризуется особым  смысловым содержанием и социальной функциональностью. Можно условно выделить крупные и малые культурные формы, соотносящиеся между собой как целое и часть. Например, так соотносятся мораль и нравственная норма, искусство и художественная  ценность, религия и религиозный обычай и т.д. В дальнейшем мы подробнее познакомимся с такими крупными и влиятельными формами культуры, как искусство и религия. А сейчас дадим определения наиболее распространенным типам малых культурных форм: ценности, идеалу, норме, обычаю, ритуалу, символу.

Ценность есть то, что имеет для человека значение, наполняется и наполняет смыслом, придает  ориентацию человеческой жизни. Культура содержит в себе множество ценностей. Мы можем классифицировать их по самым разным основаниям. Например, по содержанию выделяются моральные ценности (добро, любовь, счастье), эстетические (красота, гармония…), религиозные (Бог, спасение…), витальные (еда, секс…) и т.д. По  характеру носителей – ценности индивидуальные, групповые, сословные, классовые, национальные, общечеловеческие. По способу бытия – материальные и духовные. Каждая культура – народа, страны, цивилизации, эпохи -  выстраивает свою иерархию ценностей, т.е., их соотношение по типу «высшие – низшие». Высшие ценности, понятые как предельная цель человеческих устремлений, называется идеалами.

Ценности и идеалы определяют и оправдывают существование норм, обычаев и ритуалов, которые напрямую влияют на человека, упорядочивают и направляют его жизнь.  

Нормы – это стандарты культурной  деятельности, что-то предписывающие или запрещающие  человеку. Безусловно, они сужают сферу личной свободы, но делают ее совместимой со свободой  других. О роли норм в развитии  культуры хорошо сказал австрийский ученый и философ К. Лоренц (1903 - 1989). Он сравнил нормы с суставами. Движения человека ограничены суставами, а червяк может изгибаться всем телом. Но  благодаря суставам человек встает на ноги, а затем идет далеко и быстро. А червяк обречен  ползать по земле!

Как и в случае с ценностями приходится констатировать, что каждая культура имеет свою  систему норм. Различия между культурами здесь могут быть очень велики. Например, в государстве ацтеков (Южная Америка)  «нормальная» война велась для захвата пленных и их последующего жертвоприношения. В бою врагов старались не убивать. А у завоевателей–испанцев были другие правила боя, и это позволило им разгромить превосходящие  ацтекские силы. Или другой пример. В средневековой Европе христиане считали страшным грехом давать деньги в рост, а иудеи, напротив, видели в ростовщичестве богоугодное занятие. В этом – одна из причин, почему среди создателей  европейского банковского дела фигурировало непропорционально много евреев.

Обычаи и ритуалы – крайне устойчивые и строго регламентированные модели поведения. Следование им в принципе не предполагает рассуждения и добровольности, оно воспринимается как долг перед предками или теми «высшими силами», которые их даровали. Обычаи и особенно ритуалы содержат в себе много символических моментов, с точки зрения современных скептиков и прагматиков, избыточных.

Символ есть способность вещей, действий, образов выражать идеальное содержание, отличное от их непосредственного бытия. Это содержание, этот смысл им приписывает человек, которого немецкий философ Э. Кассирер (1874 - 1945) назвал «символическим животным», существующим в «символической Вселенной». Чтобы убедиться в этом, каждому достаточно осмотреть свой дом. В нем обнаружится немало вещей, без которых человек не умрет и не заболеет, но они ему нужны, поскольку являются символами того, что он – «не хуже других», «современный человек», «белорус», «потомок православных христиан», «любит родителей», «профессионал своего дела» и т.д.

Все названные нами формы культуры являются исторически подвижными. С течением времени появляются новые нормы, заимствуются  чужие ценности, забывается смысл древних символов… Даже обычаи и ритуалы могут наскучить и  показаться нелепыми! В одних культурах эти процессы идут быстрее, в других тормозятся, в третьих  активизируются под  влиянием извне. До определенного момента совершающаяся «переоценка ценностей» не нарушает единства и своеобразия культуры. Но есть та грань, та скорость  изменений и мера заимствований, после которой начинается дестабилизация системы. Культурологи говорят о «культурном ядре» – совокупности  фундаментальных ценностей, норм, идеалов, символов – где находится «жизнь и смерть»  данной культуры и данного общества. Расщепив, дискредитировав это культурное ядро, одержав победу в «культурной войне», можно развалить огромную империю, перечеркнуть историю великого народа. Так было, например, в случае с СССР, страной, откуда мы родом…

Похожие материалы

Информация о работе