Культура Средневековой западной Европы и Византии

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ТЕМА 6. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И ВИЗАНТИИ

  1. Средневековье как культурно-историческая эпоха.
  2. Основные периоды в истории культуры западноевропейского Средневековья.
  3. Разделение христианского мира. Православие и католицизм.
  4. Культура Византии.

1.Средние века (Средневековье) – период в истории Западной и Центральной Европы, который обычно начинают с момента падения Западной Римской империи (476 г.) и доводят до эпохи Великих географических открытий, расцвета итальянского Возрождения и Реформации, т. е. до рубежа XIV – XV вв.

Само название «Средневековье» стали использовать гуманисты XVI в. Это  были интеллектуалы, влюбленные в античную культуру и мечтавшие ее возродить. Они говорили «Средние века» о времени, которое отделяло их от Античности. Еще они называли это время «темными веками» и считали его провалом в культурном развитии Европы.

Действительно, Средневековье вписало в историю Европы немало мрачных страниц. Начиналось оно на обломках античного мира, посреди самой настоящей культурной катастрофы, когда запустели города, погибло множество произведений искусства, философской и научной мысли, количество грамотных людей сократилось до ничтожной горстки. И все же культурный процесс после этого колоссального срыва продолжился и оказался в конечном итоге достаточно плодотворным. Можно вспомнить, например, что именно в Средние века в Европе возникли и распространились университеты. Средневековая схоластика и алхимия подготовили рождение современной рационалистической и экспериментальной науки. Были построены сотни величественных соборов, созданы замечательные литературные памятники типа «Песни о Роланде» или «Божественной комедии». И так далее, и так далее.

Средневековая культура изначально имела 3 основных источника: полу-уничтоженную античную культуру; христианство (в своем западном, католическом варианте); культуру варварских, главным образом германских, племен. В дальнейшем на ее развитие большое влияние оказывал феодальный строй, утвердившийся в Европе. В условиях феодализма  власть принадлежала крупным землевладельцам-феодалам, прежде всего, рыцарям (военной аристократии), а крестьяне находились в поземельной зависимости от них.

Можно выделить некоторые наиболее яркие особенности культуры Средневековья.

1).Значительная неоднородность, отражающая сословный характер феодального общества. В Средние века сосуществовали 4 большие субкультуры, весьма сильно друг от друга отличавшиеся: рыцарская, клерикальная (церковно-монашеская), крестьянская, бюргерская (городская). Для рыцарской субкультуры были характерны: аристократизм, культ воинской доблести и личной верности, презрение к физическому труду, куртуазность; для клерикальной: книжность, дидактизм, акцентированная аскетичность и мистическая ориентация; для крестьянской: наибольшая близость к природе и дохристианским традициям, наименьший уровень интеллектуальности и грамотности; для бюргерской: ценность мастерства и приобретательства, антирыцарские и антиклерикальные мотивы.

2).Религиозная устремленность, пронизывающая и подчиняющая все сферы культуры, то, что еще называют теоцентризмом (богоцентризмом). Моральные требования и правовые нормы Средневековья обязательно ссылались на Закон Божий, искусство играло  роль «Библии для неграмотных», образование находилось под контролем Церкви, философия рассматривалась как «служанка богословия»… Официально господствовали христианские ценности, но на практике массы европейцев имели о них смутное представление, спокойно сочетая с пережитками язычества и феодальными предрассудками. Были широко распространены ереси, предлагавшие нецерковное прочтение христианства. 

3).Традиционализм, догматизм, каноничность, т.е. следование готовым образцам мысли и поведения. Обратной стороной этого была нетерпимость к инакомыслию и новаторству. Характерный пример – судьба величайшего естествоиспытателя Средневековья Роджера Бэкона (ок. 1214 – после 1292). Будучи монахом, Роджер Бэкон одновременно проводил физические и алхимические опыты, конструировал приборы и механизмы, писал книги в защиту свободы научного исследования. Обвиненный в ереси и даже в сговоре с дьяволом, он целых 14 лет – с 1278 по 1292 – провел в монастырской тюрьме…

4).Символизм, т.е. стремление истолковывать чуть ли не все явления как символы, указывающие на священные реалии или нравственные качества; аллегоризм – любовь к иносказаниям. Эта особенность наиболее ярко проявлялась в сфере искусства, где роза, изображенная художником, могла означать Бога, рыба – Сына Божьего Иисуса Христа, яблоко – искушение и т.д.

5).Рефлексивность, психологическая углубленность. Для выработки этой черты важное значение имели христианская вера в спасение прежде всего бессмертной души человека и практика регулярной молитвы и исповедания грехов. Примечательно, что книгой, с которой обычно начинают историю собственно средневековой литературы, стало сочинение богослова Августина Аврелия (354 - 430) с названием «Исповедь».

6).Неоднозначное, подозрительное отношение к человеческой телесности и природной красоте. Мир рассматривался как совершенное творение Бога, которое через грехопадение людей погрузилось во зло и теперь в любой момент может стать источником душевредного соблазна. При этом Церковь жестоко преследовала еретиков, которые считали материю, тело человека, деторождение дурными сами по себе.

7).Универсальность, энциклопедизм знаний как идеальная цель образованного человека. Хотя подавляющее большинство европейцев вплоть до конца Средневековья оставались неграмотными или малограмотными людьми, и в целом статус образования был ниже, чем в античном обществе.

Похожие материалы

Информация о работе