Культура первобытности. Миф и мифологическое сознание. Особенности первобытного искусства

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ТЕМА 6. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОСТИ

  1. Общая характеристика первобытной культуры.
  2. Миф и мифологическое сознание.
  3. Ранние  формы религии.
  4. Особенности первобытного искусства.

1. Человек – предельно загадочное существо, в этом смысле не уступающее  тем инопланетянам,  которых нам показывает  Голливуд. Наука до сих пор не смогла внятно ответить на вопрос, почему и как на Западе среди множества животных, чье поведение запрограммировано инстинктами, появилось животное разумное и способное к культуротворческой деятельности. Не пытаясь разрешить этот вопрос одним абзацем, перейдем к характеристике первого  известного периода в истории человечества и его культуры, а именно - эпохи первобытности.

Вообще, первобытностью принято называть  доцивилизованное состояние  человеческого общества, для которого  характерны отсутствие  письменности и городов, сословно-классового деления и государственной власти, жизнь и труд  людей в сплоченных коллективах. Продолжалось это состояние  довольно долго, но вот когда оно началось? Одни исследователи полагают, что 2,5 млн. лет назад, поскольку к этому времени относятся древнейшие  из найденных  орудий труда, пока еще очень и очень примитивные. Другие авторы отсчитывают эпоху первобытности с 40 тыс. до н.э.., когда, по их данным, появились люди современного типа – Homo sapiens. А ученые-креационисты, которые ищут доказательства библейскому учению о божественном  творении мира, утверждают,  что род человеческий существует не более 8000 лет. История первобытности, соответственно, сильно укорачивается, ведь в IV- III тыс. до н.э. уже возникают первые цивилизации. Впрочем, расставание с первобытностью у разных народов происходило не единовременно, а у некоторых затянулось до наших дней.

В науке есть несколько подходов к внутренней периодизации первобытной эпохи. Самым популярным является археологический, который принимает в качестве критерия основной материал для  изготовления орудий труда. В соответствии с этим подходом выделяют каменный век, а в нем – палеолит  (2.5 млн. или 40 тыс. лет до н.э. - 12 тыс. лет до н.э.), мезолит (12 – 8 тыс.лет до н.э.), неолит (8-4 тыс.лет до н.э.); бронзовый век (III-II тыс. до н.э.); железный век (I тыс. до н.э.).

Как остроумно заметил английский писатель Г.К. Честертон, когда ошибается изобретатель, «аэроплан его поправит, свалившись  на землю. Но если ошибается антрополог, рассуждающий о том, как наш предок жил на деревьях, предок, ему в поучение, с дерева не упадет». Вот почему от ученых требуется большая осторожность, когда они берутся рассуждать о людях, отдаленных от них невообразимой толщей времени. Эти люди не имели письменности и не оставили нам свои исторические хроники. Основную информацию о них мы получаем по линии двух наук – археологии и этнографии. Однако  находки археологов обычно фрагментарны. Их трудно датировать (те способы датировки, которые применяют ученые, дают большие погрешности), а также трудно интерпретировать, установить их истинное происхождение и назначение. Например, знаменитое мегалитическое сооружение эпохи бронзы, Стоунхендж – что это? Могильник, святилище, обсерватория или… центр управления полетом «летающих тарелок»?  У каждой из этих гипотез есть своя доказательная база и круг горячих сторонников. Что касается этнографов, то они изучают «очаги первобытности» в современном мире: быт и обычаи «диких» племен, фольклор и суеверия цивилизованных народов. Но проецировать их выводы вглубь тысячелетий – занятие рискованное. У нас не может быть полной уверенности, что предки нынешних австралийских аборигенов или африканских  пигмеев тысячи лет назад имели мировоззрение, абсолютно схожее с тем, которое наблюдается   у их потомков.

И все же ученые решаются назвать основные  черты первобытной культуры.

Во-первых, синкретизм (гр. sunkretismos – соединение), иначе говоря, целостность, нерасчлененность. Речь идет и о  невыделенности разных сфер культуры, которые мы привыкли считать  автономными (политика, экономика, религия, мораль, искусство…), и о  поглощенности человека своим природным и социальным окружением, и  о диффузности  человеческой психики, в которой  мышление было тесно сопряжено  с эмоционально-волевой сферой.

Во-вторых, утилитаризм (лат. utilitas    - польза, выгода) – ориентация на максимальный практический эффект человеческой деятельности. Это было  неизбежным в условиях, когда людям приходилось вести тяжелую борьбу за элементарное выживание, и средняя продолжительность человеческой жизни колебалась около 20 лет.

В-третьих, мифологизм – видение мира сквозь призму мифа, стирающего грань между явью и вымыслом, между естественным и сверхъестественным.

В-четвертых, ритуализм – подчинение жизни людей строго зафиксированным  моделям поведения, которые  освящал авторитет мифов.

В-пятых, дуализм, табу и коллективизм как важнейшие принципы морали. Дуализм (двойственность) проявляется в четком разведении людей на «своих» и «чужих». Причинение вреда «своим» сдерживалось системой табу – безусловных запретов, нарушение которых  считалось святотатством. По отношению к «чужим» моральные сдержки не действовали или  были значительно слабее.

Похожие материалы

Информация о работе