Контрольные вопросы № 1-136 к промежуточному экзамену по физике (Объясните, какой смысл вкладывается в понятия колебания, свободные колебания, периодические колебания, смещение. Сравните дифракционную решетку и призму как спектральные приборы), страница 4

71.  Определите амплитуду звукового давления при распространении звуковых волн в воздухе. Приведите оценку для характерных случаев.

72.  Какие волны называются ультразвуковыми, на каких их особенностях и как основаны конкретные применения? Какие явления используются для их излучения и приема?

73.  Что представляет собой эффект Доплера для упругих волн? Рассчитайте, как изменяется длина излучаемых волн при движении их источника.

74.  Рассчитайте как изменяется частота, воспринимаемая приемником звука при его движении. Проанализируйте частные случаи эффекта Доплера и сделайте вывод о связи изменения частоты с изменением расстояния между источником и приемником.

75.  Что происходит со звуковыми волнами в случае, если скорость источника больше скорости звука? Приведите рисунок.

76.  Покажите, как в одномерном случае из уравнений Максвелла при некоторых условиях (каких?) получаются волновые уравнения. Получите, чему равна фазовая скорость и как она зависит от свойств вещества. Как при этом может проявляться дисперсия?

77.  Покажите, какую взаимную ориентацию имеют характеристики электромагнитного поля в плоской волне; докажите, что эта волна плоская и объясните физический смысл этого понятия.

78.  Докажите, что в плоской электромагнитной волне вектора напряженностей электрического и магнитного полей изменяются по одному и тому же закону. Как связаны их амплитуды и модули в любой момент времени?

79.  Чему равны объемная плотность энергии и вектор Пойнтинга для плоской электромагнитной волны? Обоснуйте, как в этом случае направлен вектор Пойнтинга и как его величина связана с объемной плотностью энергии.

80.  Перечислите основные принципиальные отличия эффектов Доплера для упругих и для электромагнитных волн. К каким они приводят отличиям в величинах, от которых зависит изменение частоты, и в закономерностях этих эффектов?

81.  Что представляет собой продольный эффект Доплера для электромагнитных волн? В чем его принципиальное отличие от эффекта для упругих волн? Какие выводы позволило сделать наблюдение этого эффекта в астрономии?

82.  Что представляет собой поперечный эффект Доплера для электромагнитных волн? В чем его принципиальное отличие от эффекта для упругих волн? Как и почему изменяется частота излучаемых волн при относительном движении источника и приемника?

83.  Какими свойствами обладает дипольное излучение в волновой зоне (что это такое)? Сравните электрические поля, соответствующие неподвижному заряду, неподвижному диполю и дипольному излучению. Сделайте выводы.

84.  От каких характеристик и как зависит мощность излучения электромагнитных волн движущимся зарядом? Примените эту закономерность к дипольному излучению и покажите ее важность на практике.

85.  Что такое когерентные волны? Проанализируйте, при каких условиях наблюдается интерференция; имеет место максимум результирующей амплитуды и чему она при этом равна; имеет место минимум и т. п. Укажите, какие бывают характеристики когерентности света, и дайте их определения.

86.  Покажите, что немонохроматичность света ограничивает время когерентности. Сделайте оценки для видимого света и для светофильтров.

87.  Покажите, что свойства цугов света ограничивают время когерентности. Сделайте оценку для характерного излучения атомов. Что такое радиус когерентности, чему он равен для удаленного источника света (привести пример для Солнца).

88.  Почему невозможна интерференция световых лучей от двух различных источников? Расскажите, почему в методе разделения возможна интерференция света и при каком условии она происходит?

89.  Что такое оптическая длина пути и оптическая разность хода? Как рассчитать оптическую длину пути для произвольного случая, однородного и кусочно-однородного? Получите связь между разностью фаз и оптической разностью хода, условия максимума и минимума для оптической разности хода.

90.  Нарисуйте и объясните схему опыта с зеркалами Френеля. Нарисуйте и объясните схему опыта с бипризмой Френеля.

91.  Нарисуйте и объясните схему опыта Юнга. Нарисуйте и объясните схему опыта с билинзой Бийе.

92.  Почему интерференция в опыте Юнга возникает только при использовании в качестве первичного источника маленького отверстия на пути солнечного луча?