Исследование полупроводниковых стабилизаторов напряжения. Исследование угольного регулятора напряжения. Исследование полупроводникового преобразователя постоянного напряжения, страница 6

Тюрморезов В.Е. Источники электропитания устройств железнодорожной автоматики,  телемеханики и связи. М.: Транспорт, 1978, с. 102…106.

Лабораторная работа №5

Исследование феррорезонансного стабилизатора напряжения

Цель работы: Изучить принцип действия и свойства феррорезонансного стабилизатора напряжения.

1.Краткие сведения из теории

В злектропитающих установках устройств автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте феррорезонансные стабилизато­ры применяются для стабилизации напряжения переменного тока.

Наиболее распространенным является стабилизатор с феррорезонансном токов, принципиальная схема которого приведена на рис. 1.

Рисунок 1 – Принципиальная схема феррорезонансного стабилизатора напряжения

Он состоит из дросселя Др2 с нелинейной индуктивностью L2 , параллельно которому включен конденсатор С. С целью уменьшения величины емкос­ти конденсатор может быть включен по автотрансформаторной или транс­форматорной схеме. Последовательно с контуром L2C включен дроссель Др1 с линейной индуктивностью LI. Выходное стабилизированное напря­жение снимаемое с контура, Uвых = UДр2 = Uвх – UДр1.

Обычно дроссели Др1 и Др2 размещены на общем стальном магнитопро­воде, но на разных его стержнях. Стержень, на котором расположена об­ мотка Др1, имеет большее сечение и работает в режиме слабого насыще­ния, стержень дросселя Др2 имеет меньшее сечение и находится в облас­ти сильного насыщения.

Работу феррорезонансного стабилизатора удобно анализировать с по­мощью вольт-амперных характеристик, приведенных на рис. 2. Из рас­смотрения характеристики нелинейного дросселя Др2 (кривая 1) видно, что даже без подключения конденсатора С может быть достигнута не­которая стабилизация, т.е. напряжение на выходе будет изменяться зна­чительно меньше, чем входное напряжение.

Подключение конденсатора С еще больше улучшает стабилизирующие свойства схемы. Конденсатор с дросселем Др2 образует резонансный контур, настроенный на частоту питающей сети 50 Гц. При резонансе токов в контуре циркулирует значительный ток, при этом стержень маг­нитопровода Др2 находится в зоне глубокого насыщения.

Рисунок 2 – Вольт-амперная характеристика отдельных элементов и цепей феррорезонансного стабилизатора напряжения

Вольт-амперная характеристика контура (кривая 3) определяется сложением характеристик дросселя Др2 (кривая 1) и конденсатора С (кривая 2). При малом  напряжении ток контура I имеет емкостный характер и вначале растет (до точки а), а затем уменьшается и дости­гает нулевого значения в точке b, что соответствует резонансу то­ков в контуре L2C. При дальнейшем увеличении напряжения ток вновь увеличивается, но имеет уже индуктивный характер. Из сравнения ха­рактеристик 1 и 3 видно, что подключение конденсатора переносит диа­пазон стабилизации из области cd в еf, т.е. в область значитель­но меньших токов. Кроме того, характеристика 3 более пологая, чем 1, следовательно, стабилизация улучшается.

Основным показателем качества работы стабилизатора является коэффициент стабилизации

kст = ,

где Uвх, Uвых  - среднее значение на интервале 1(см. рис. 2);

Uвх,  Uвых   - изменение напряжения на входе и выходе стабилизатора в интервале 1.

Коэффициент kст феррорезонансного стабилизатора обычно равен 10…15. Для повышения kст  вводят компенсационную обмотку WК (см. рис.1), которую включают последовательно с нагрузкой и встреч­но по отношению к напряжению на обмотке дросселя Др2. Выходное напряжение при этом

Компенсационная обмотка размещается на одном стержне магнитопро­вода с дросселем Др1, поэтому напряжение на ней изменяется пропорци­онально напряжению на дросселе Др1 (кривая 4 на рис. 2).

Если напряжение сети Uвх повысится, то возрастет напряжение UДр2, снимаемое с дросселя Др2, и одновременно увеличится напряже­ние компенсационной обмотки Uк .В результате повышение напряжения Uвых будет незначительным. Коэффициент kст  у стабилизаторов с компенсационной обмоткой достигает 200.