Евфросиния Полоцкая - покровительница и небесная заступница земли белорусской, страница 2

                 Евфрасинья не пряталась за монастырьскими стенами от светских забот, она принимала активное участие в культурной и политической жизни Полоцкой земли. С “Жития” следует, что Продслава пошла в монастырь в12 лет, однако когда принять за примерную дату ее рождения 1110 г., связать постриг с вышеназванными событиями, надо признать, что княжна стала монашкой в 16 - 19 лет.2 С этого времени начинается период ее посветительского труда, который продолжался почти полвека.

  1. Праз смугу стагодзяу, Мн., 1993, с. 24

  2. Арлоу У. Еуфрасiння Полацкая, Мн., 1992, с. 27.

 С позволения полдоцкого епископа Ильи Евфрасинья поселилась в Софийском соборе в келье и “нача книгы писати своими руками”.1 Процесс письма тогда был очень сложный и длительный. Такой работой занимались исключительно мужчины. Уже одно то, что молодая женщина взялась за такой тяжелый труд, было подвигом. Из “Жития” можно понять, что часть переписанных княжной книг шла на продажу, а полученные деньги по ее просьбе раздавались бедным.2

      Евфрасинья писала книги не только религиозно-моральных текстов, но и византийские исторические хроники, отечественные летописи, природоведческие трактаты. Она также переводила литературу с греческого, а возможно и с латинского языков. Таким образом некоторые книги  византийских и других зарубежных авторов могли распространяться в восточнославянских землях в переводах полочанки.3

 В. А. Чемерицкий и Н. И. Ермолович считают, что она и сама писала литературные произведения, принимала участие в создании местной летописи, бала автором двух монастырских статутов. Из “Жития” известно, что она имела переписку с Византией. Вожможно, что Евфрасинья переписывалась со своими соотечественниками и братьями по духу Кирилом Туровским и Климентом Смолятичем. Есть мнение, что она основала библиотеку Софийского собора, утраченную во время Ливонской войны.4

        Княжяество имело большую потребность в образованных людях. Открытие Евфрасинией новых монастырей, ее педагогическая

1. Сафия Полоцкая: портреты.\\Спадчына №2, 1991г., с. 45.

2. Там жа.

3. Масляницына И. А., Багадзяж М. К. Слава и няслауе, Мн., 1995, с.68.

4. Там жа, с.69.

деятельность дали сильный толчок развитию школьного дела. Дети в тогдашних школах учились чтению, письму, арифметике и церковному пению. Высокообразованная иегуменья стремилась расширить границы обычной учебной программы. Кроме церковнославянской юные полочане учили греческий, а может и латинский языки, получали знания по природоведению, риторике, медицине. Большое внимание уделялось истории.

          Помошницами и опорой Евфросиньи многочисленных делах и начинаниях были ее сестры: родная Гордислава (в монашестве Евдакия) и двоюродная Звенислава (Евпраксия). 1

    Находясь в центре культурной жизни Полоцкой земли, просветительница выступала в роли собирательницы талантов, своеобразной меценатки. По ее заказу  зодчий Иоан построил всемирно известную церковь Спаса - непревзойденный образец полоцкой архитектурной школы. Местный мастер-ювелир Лазарь Богша сделал для Евфрасиньи свой знаменитый крест - бесценный памятник древнебелорусского прикладного искусства. Просветительница содействовала созданию уникальных фресковых росписей Спаского храма. 2

     Сложенное по церковным канонам “Житие Евфрасиньи Полоцкой” молчит о политических событиях, которые происходили в то время на земле наших предков. Для нас несомненно, что просветительница была не наблюдателем драматических событий, а их непосредственной участницей, что она почти полвека в значительной степени влияла на политику Полоцка. Во время высылки Рогвалодовичей в Византию она

1. Праз смугу стагодзяу, Мн., 1993, с.25.

2. Там жа, с.26.

оставалась, возможно, единственной представительницей полоцкой династии на родине. Киевские ставленники грабили страну, подрывая экономическую базу Полоцкой земли, расправлялись со сторонниками высланных князей. В таких условиях Евфрасинья была своеобразным знаменем борьбы полочан за независимсость. Трудно судить, принимала ли просветительница участие в вечевых собраниях, однако ее влияние на вече было довольно значительным.  Через него иегуменья влияла не только на приглашение в Полоцк князей, но и на назначение епископов, так как вече должно было одобрить предложенную киевским митрополитом кандидатуру. Возможно, именно с согласия Евфрасиньи, а может и по ее наказу в 1132 г. полочане выгнали присланного из Киева Святополка Мстиславовича и объявили своим князем Василько Святославовича из местной династии. 1