Европейская культура Нового времени (XVI в. – нач. XX в.)

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ТЕМА 11. Европейская культура Нового времени (XVI в. – нач. XX в.)

1. Основные черты новоевропейской культуры.

2. Культура XVII в.: научная революция и барокко.

3. Культура XVIII в.: Просвещение, классицизм и рококо.

4. XIX в.  – классика новоевропейской культуры.

1. В эпоху Возрождения в Европе появились элементы новой, несредневековой культуры. На протяжении XVII - XVIII вв. они сложились в единое целое. А в XIX в. новоевропейская культура достигла  расцвета, выявила и все свои сильные стороны, и свои «болевые точки». Она явилась культурой общества, которое одни исследователи называют современным, другие – индустриальным, третьи предпочитают говорить – капиталистическим. Так или иначе, но для него характерны: господство частнособственнических и рыночных отношений, преобладание промышленности над сельским хозяйством, а города – над деревней, высокая социальная мобильность и быстрые темпы научно-технического развития.

Зрелая новоевропейская культура имеет следующие основные черты, которые резко отличают ее от всех других культур, существовавших и существующих на Земле.

Во-первых, рационализм – признание разума высшей познавательной способностью человека, вывод мышления из-под контроля религии, морали и традиции. Один из теоретиков рационализма, ученый и философ Р. Декарт, писал: «Никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью..., включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь же ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать это сомнению».

Во-вторых, индивидуализм, - взгляд на человека как на социальный атом, свободный, одинокий и находящийся с другими людьми в состоянии конкуренции. Принципиально важной для новоевропейской культуры стала идея, высказанная философом Т. Гоббсом (1588 – 1679), что естественным состоянием людей является война всех против всех. Эта идея до сих пор лежит в основе западного либерализма и западной демократии, а ученый Ч. Дарвин (1809 - 1882) спроецировал ее на дикую природу, создав знаменитую теорию естественного отбора.

В-третьих, прагматизм – установка на достижение практической пользы, на обеспечение земного преуспеяния. Все, что этому не служит, оттесняется на периферию  сознания и культуры. Поскольку полезное в современном обществе почти всегда имеет денежное измерение, возникает ситуация, когда «люди знают цену всему и не знают ценности ничего». Усиливается своекорыстное, эксплуататорское отношение к природе.

В-четвертых, секуляризм – умаление значения религии, в которой перестают видеть основу морали и права, обязательный предмет преподавания и законодательницу художественного вкуса. Антирелигиозные взгляды становятся терпимыми, потом модными и даже воинственными. В качестве естественного права человека утверждается свобода совести.

В-пятых, своеобразный культ науки и техники, на которых европейцы перенесли всемогущество Бога и Его роль в деле установления цели и смысла человеческой жизни.

В-шестых, одержимость идеей прогресса, постоянного обновления и усовершенствования общества и культуры. Само понятие «прогресс» было введено европейскими философами-просветителями XVIII в. Просветительская концепция прогресса вырабатывалась как переосмысление и альтернатива христианской модели исторического процесса (от грехопадения первых людей ко второму пришествию Иисуса Христа).    

В-седьмых, европоцентризм – убежденность в том, что именно европейская цивилизация пролагает магистральный путь человеческой истории, что европейская культура в сравнении с другими является образцовой и передовой, что европейцы имеют право распоряжаться судьбами неевропейских народов и ресурсами их стран. Как страшный пример европоцентристских крайностей можно вспомнить такой факт: в XVII – XIX вв. европейцы, обучая друг друга гуманизму и естественным правам человека, уничтожили миллионы «недоразвитых» американских индейцев, а из Африки вывезли десятки миллионов чернокожих рабов…

Европейскую культуру Нового времени порой называют «прометеевской», а порой – «фаустовской», говорят также о «прометеевской» или «фаустовской» эпохе. Прометей – древнее божество из эллинской мифологии. В нарушение воли верховного бога, Зевса-громовержца, он даровал людям огонь, научил их письму, счету и различным ремеслам. От Прометея у людей – постоянная жажда деятельности и желание возвеличиться. Фауст – герой популярной легенды, появившейся в период Ренессанса, ученый, который заключил союз с дьяволом, чтобы достичь полноты знания и могущества. Нам этот образ более всего известен благодаря поэме «Фауст», написанной в начале XIX в. И. Гете. Как можно догадаться, оба эти наименования – «прометеевская» и «фаустовская» - применительно к европейской культуре последних столетий указывают на ее динамичный, амбициозный и…  рискованный характер.

2.С началом Нового времени резко ускорился ход европейской истории. Средневековый уклад жизни и свойственная ему картина мира рассыпались на глазах нескольких поколений. Пришел конец церковному единству европейской цивилизации: рядом с католиками объявились протестанты, и между ними закипели ожесточенные схватки. Наметился закат могущества феодальной аристократии. Свои претензии на власть стали выдвигать буржуа – люди, считавшие время и деньги, а не поколения знатных предков в своих родословных. В Нидерландах (в XVI в.) и в Англии (в XVII в.) совершились первые буржуазные революции. Европейцы устремились далеко за моря, где они открыли новые страны и целые континенты, неведомые народы и экзотические культуры.

Похожие материалы

Информация о работе