«Рельсовая война» в период Великой Отечественной Войны

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

              Министерство образования Республики Беларусь

        Белорусский Государственный Университет Транспорта

               Кафедра философии, истории, политологии

                                      Доклад на тему:

                               «Рельсовая война» в период

                             Великой Отечественной Войны.

Выполнила                                                                                       Проверила

студентка гр. УК-12                                                      кандидат исторических  наук,          

Якимова Е.В.                                                                    доцент    Близнец Г.И.

                                                         Гомель 2004

       Сочетание ударов фронтов Красной Армии с действиями партизан с тыла учитывалось Ставкой Верховного Главнокомандования как один из факторов первостепенного оперативного значения. Ставка ставила перед партизанами Белоруссии задачу дезорганизации оперативного тыла противника и срыва подвоза его резервов к линии фронта, а также оперативных перебросок войск между фронтами [2, c.166].

По указанию и при непосредственной и постоянной помощи ЦК КП(б)Б Белорусский штаб партизанского движения начал самым напряжённым образом проводить подготовку к этой операции: согласовывал с фронтами наиболее важные направления ударов по коммуникациям, сроки начала операций и другие вопросы взаимодействия партизанских сил с фронтами.

Командование и штабы 1-го Прибалтийского, 3-го Белорусского, 2-го Белорусского фронтов оказывали огромную помощь в подготовке операций партизан; они выделили необходимое количество взрывчатых веществ, боеприпасов и других средств и обеспечили переброску всего этого партизанам фронтовой авиацией. Только авиацией 1-го Белорусского фронта (командующий воздушной армией генерал С. И. Руденко) за короткий период было переправлено в партизанские отряды и бригады, действо­вавшие на направлении этого фронта, более 128 т взрывчатых веществ и боеприпасов.[3,c.537]

Такая всесторонняя подготовка и помощь партизанам позво­ляли рассчитывать на успешное проведение массовой одновре­менной операции — «рельсовой войны», к которой подпольные партийные органы и партизаны, соблюдая строжайшую секрет­ность, активно готовились начиная с 8 июня, когда они получили об этом указания ЦК КП(б) Белоруссии и Белорусского штаба партизанского движения.

Сложным оказался вопрос о начале массового проведения этой операции. Дело в том, что командование Красной Армии прово­дило подготовку к наступлению настолько скрытно от противни­ка, что последний даже не предполагал о наступлении большими силами именно на центральном направлении и ничего не знал о времени начала операции. Более того, исходя из оценки об­становки, немецко-фашистское командование ошибочно предпола­гало до самого последнего дня, что наступление будет предпри­нято на южном направлении, в связи с чем там и были сосре­доточены крупные резервы. 13 этих условиях более или менее раннее массовое выступление партизан в тылу группы армий «Центр» могло бы показать противнику, что именно здесь будет наступление, а это позволило бы ему подтянуть резервы и тем самым усложнить наступательные операции Красной Армии. По­этому было решено нанести массовый рельсовый удар по комму­никациям и линиям связи противника не в ходе подготовки наступательной операции советских войск, а перед самым на­ступлением.[2, c.167]

Директивой ЦК КП(б) Белоруссии от 8 июня 1944 г., пере­данной подпольным партийным органам, партизанским отрядам и бригадам, ставилась задача нанести всеми силами мощные уда­ры по железнодорожным коммуникациям противника и парали­зовать его перевозки па линиях Полоцк — Двинск, Полоцк — Молодечно, Орша — Борисов, Минск — Брест, Молодечно — Вильнюс и Вильнюс — Двинск. Первый удар предполагалось нанести одно­временно в ночь на 20 июня 1944 г., а в дальнейшем наносить непрерывные удары, добиваясь полного срыва перевозок против­ника .

Насколько оправданным был выбор срока удара, показывает следующее заявление немецкого генерала Типпельскирха. «По­следняя неопределенность относительно начала сроков наступле­ния,— пишет он,— рассеялась 20 июня, когда партизанами были предприняты крупные диверсии на железных дорогах Пинск — Лунинец, Борисов — Орша и Молодечно — Полоцк, то есть как раз па коммуникациях группы армий «Центр». Между 21 и 23 июня четыре русских фронта начали наступление...»

В ночь па 20 июня 1944 г. белорусские партизаны атакова­ли железнодорожные коммуникации группы армий «Центр» на всем протяжении от линии фронта до государственной границы и нанесли свой знаменитый рельсовый удар.

За одну ночь партизанами было перебито 40 775 рельсов. При этом па такой основной артерии, как Брест — Барановичи — Минск — Орша, было перебито в эту ночь 11240 рельсов, на ли­нии Брест — Лунинец — Старушки — 3095 рельсов, а на линии Вильнюс — Двинск белорусские партизаны совместно с литовски­ми партизанами перебили 2375 рельсов.

Каждое партизанское соединение, каждая бригада, каждый отряд стремились наилучшим образом выполнить задание ЦК КП(б)Б и Белорусского штаба партизанского движения. Об этом свидетельствуют многочисленные факты боевых действий партизан.

Похожие материалы

Информация о работе