Что выгоднее - содержать свой автопарк или пользоваться услугами стороннего перевозчика?, страница 3

Однако, несмотря на все преимущества аутсорсинга, многие ритейлеры стремятся организовать свое автотранспортное предприятие. Причины создания собственного АТП не всегда только экономические. "На Западе распространен аутсорсинг. У нас же торговые компании стремятся быть автономными и ни от кого не зависеть. Это особенности русского характера и русского бизнеса. Отечественные ритейлеры еще не привыкли к тому, что в России кто-то может оказывать качественные услуги, и по-прежнему живут по принципу "сделай сам". И в чем-то они по-своему правы", - говорит Роман Родюков.

Экономическую составляющую организации собственного АТП рассчитать достаточно просто: необходимо сложить стоимость автомобилей, расходы на обслуживание, затраты на заработную плату специалистов АТП за любой период времени и сравнить со стоимостью услуг транспортной компании. При этом стоит учитывать, что в зависимости от марки автомобиля критический срок его эксплуатации составляет 3 года для российских машин и 5 - 6 - для импортных. По истечении этого периода эксплуатация становится весьма затратной. Стоимость грузовой газели - 220 - 250 тыс. рублей, в зависимости от типа двигателя и фургона (изотермический или промтоварный). Грузовые машины китайского и корейского производства стоят $13 - 15 тыс.. Срок службы иномарки выше, чем у российской примерно в два раза. Однако ритейлеры не спешат покупать заграничные автомашины. В случае поломки обслужить иностранную машину будет стоить намного дороже, чем российскую, особенно в регионах, где намного проще и дешевле найти запчасти для "газели", чем для иномарки. Крупные сетевые ритейлеры для отгрузки товаров из распределительных центров покупают грузовики-фургоны. Например, в сети универсамов "АБК" используются крупнотоннажные грузовики-фургоны импортного производства Volvo, MAN, Mercedes Benz, оборудованные специальными спусковыми лифтами - тельферами. При покупке грузовых машин с грузоподъемностью 10-20 тонн ритейлеры зачастую отдают предпочтение иностранным производителям. "Они маневренны и позволяют оперативно производить погрузку-выгрузку в условиях города, в том числе в районах плотной застройки. Важное преимущество импортных машин - надежность, они в меньшей степени подвержены различным мелким поломкам и имеют более продолжительный срок службы -500 тыс. км пробега и выше. Кроме того, они удобны в эксплуатации, эргономичны, от них меньше устают водители, - обосновывает свой выбор специалист из компании "АБК". - Как правило, один грузовик "АБК" за один выезд доставляет товары в 2-3 магазина. Вообще, чтобы собственный автотранспорт был экономически выгоден, необходимо прежде всего исключить простои, использовать грузовик на 100 % в течение всего рабочего дня, что осуществимо только в условиях сетевой структуры".

Однако в городских условиях доставка товара не всегда возможна при помощи грузовиков-фургонов. Компания "Перекресток", развивающая сеть в северной столице, столкнулась с такой проблемой: "В центре Санкт-Петербурга начали открываться магазины с ограниченными подъездными путями, и доставка товаров в них может осуществляться лишь небольшими грузовиками", - рассказывает Артур Длубак. Для того, чтобы сэкономить на эксплуатации "газелей", на машины устанавливается газобаллонное оборудование. Стоит оно $400, но существенно экономит топливо и способствует меньшему износу двигателя. Правда, не все ритейлеры могут позволить себе такой способ экономии - газовые заправки есть не в каждом регионе. Если в структуру АТП будут входить мойка и ремонтная зона, необходимо согласование со службой пожарного надзора, экологической милицией и СЭС. О проблемах согласования документов с этими органами, пожалуй, знает каждый, кому хоть раз приходилось решать вопросы с государственными структурами. Немало проблем могут доставить и кадры. "Руководителю придется думать, как сделать так, чтобы водитель не использовал машину в нерабочее время (например, не отвозил тещу на дачу), не сливал бензин, приходил на работу трезвым, и таких проблем будет множество", - говорит Роман Родюков.

Любая пропущенная мелочь при организации собственного АТП в будущем способна принести много убытков. Браться за собственные автоперевозки стоит только в том случае, если ритейлер намерен просчитать все, вплоть до расхода топлива и рабочего графика водителя. Только в этом случае можно будет рассчитывать, что предприятие не будет убыточным.