Правовая охрана окружающей среды в промышленности, энергетике и на транспорте, страница 2

            Таким образом, основной целью правового регулирования природоохранных отношений в сфере промышленного производства является нормирование качества окружающей природной среды путем установления системы правовых критериев. К ним относится установление ПДК, определение нормативов ПДС и ПДВ, регламентация развития промышленности с учетом экологических факторов на минимизацию вредного воздействия на окер.среду побочных продуктов и отходов промышленного производства, а также их утилизацию и обезвреживание.

3.      Как уже было сказано, объекты энергетики являются одними из основных загрязнителей атмосферного воздуха. В связи с чем, в соответствии с природоохранным законодательством предприятия энергетики обязаны осуществлять технические и организационные меры, направленные на снижение вредного влияния объектов энергетики на окр.среду.

            В основных направлениях госполитики государства в области охраны окр.природной среды предусмотрены следующие меры по улучшению экологического состояния в области энергетики: внедрение новых технологий сжигания низкосортного угля; применение парогазовых установок;  разработка систем очистки газов; утилизация твердых отходов для потребностей строительной индустрии; увеличение объемов оборотного водоснабжения.

            Наиболее опасным видам загрязнения окр.среды являются атомные и ядерные установки и объекты. Законом Укр. «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности»  установлен приоритет безопасности человека и окр.при.среды. Какой механизм государственного регулирования безопасности использования ядерной энергии предусмотрен? Это нормирование, лицензирование, надзор в области применения атомной и ядерной энергетики.

            Нормирование –обеспечивает установление нормативных критериев и требований, определяющих условия использования ядерных установок и объектов. (Гос. Гигиенические нормы радиационной безопасности утверждены приказом Минздрава №208 от 14.07.1997 г.

            Лицензирование осуществляется путем выдачи разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с использование атомных и ядерных установок, а также источников излучения. Общие условия выдачи разрешений определено ЗУ «Об использовании ядерной энергетики и радиационной безопасности от 08.02.1995 г. Лицензия выдается на осуществление деятельности, связанной с конкретным этапом и циклом работы ядерной установки или хранилища, предназначенного для захоронения радиоактивных отходов.

            Надзор обеспечивается соблюдением нормативных требований и условий выданных разрешений на использование ядерных установок и источников ионизирующего излучения. Осуществление контроля за ядерной и радиационной безопасности, установлением критериев, требований и условий обеспечения безопасности, организация учета за радиоактивным материалом, возложен на Минэкоресурсов. С этой целью в составе министерства создан Департамент ядерного регулирования, состоящий из управления нормативно-правового регулирования ядерной и радиационной безопасности, управления регулирования безопасности ядерных установок, управление регулирования безопасности радиационных технологий и устройств, управление регулирования безопасности обращения с радиоактивными веществами, управление по вопросам физической защиты и гарантий нераспространения ядерного оружия (приказ Минприроды «О структуре центрального аппарата Мин. Экологии и природных ресурсов» ;5 от 24.03.2000г.)

            Определен порядок размещения, строительства, введение в эксплуатацию ядерных установок и объектов для обращения с радиоактивными отходами.  Решение на проведение выше указанных работ, принимает КабМин совместно с местными органами самоуправления на основании заключения гос.экспертизы безопасности установок и других видов экспертиз. 

            Разрешение на строительство ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, выдает орган гос.регулирования ядерной и радиационной безопасности, при наличии планов мероприятий по снятию их с эксплуатации и оценке объема создаваемых радиоактивных отходов и плана обращения с ними. Ввод в эксплуатацию осуществляется гос.комиссиями. В местах размещения устанавливаются санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения.