Проекты методических рекомендаций о деятельности Центров гигиены и эпидемиологии, научно-исследовательских институтов, медицинских институтов по формированию здорового образа жизни, страница 2

-  профилактику отравлений грибами.

3.  Вопросы жилищно-коммунальной гигиены и санитарии. Цели и задачи информационной работы по данному разделу следующие:

-  привить населению навыки соблюдения санитарно-гигиенических правил в жилых домах;

-  популяризировать мероприятия по санитарному благоустройству;

-  санитарный надзор за коммунально-бытовыми и жилыми объектами;

-  санитарное просвещение по вопросам водопользования и охраны чистоты почвы.

4.  Вопросы пищевого санитарного надзора и гигиены питания. Основные направления информирования:

-  пропаганда основ рационального питания;

-  повышение гигиенической грамотности и воспитание санитарно-гигиенических навыков у работников пищевой промышленности, общественного питания, торговли.

Проведение социально-гигиенического мониторинга – одно из направлений деятельности областных ЦГиЭ. По результатам санитарно-гигиенического мониторинга служба разрабатывает и планирует мероприятия, направленные на улучшение здоровья населения конкретной административной территории. Например, при анализе экологической ситуации должны учитываться следующие характеристики:

-  качество атмосферного воздуха;

-  качество питьевой воды;

-  качество почвы.

Составной частью регионального социально-гигиенического мониторинга должны быть критерии и показатели медико-информационного обеспечения населения, позволяющие активизировать мотивацию на самодетерминирующее отношение к здоровью, совершенствовать управляемость территориальных структур, повысить качество и эффективность деятельности медицинских работников и других специалистов по выработке адекватного поведения.

II.  Научно-исследовательские институты.

Основными направлениями деятельности научно-исследовательских институтов по формированию здорового образа жизни и гигиеническому воспитанию населения являются следующие:

-  проведение научных исследований в области формирования здорового образа жизни;

-  разработка методических рекомендаций по формированию здорового образа жизни;

-  разработка материалов по вопросам формирования здорового образа жизни для редакционно-издательской деятельности, для средств массовой информации;

-  разработка методик научных исследований в области гигиенического обучения населения, информационного обеспечения по вопросам здоровья и профилактики заболеваний;

  • изучение уровня гигиенической культуры населения и его гигиенического поведения;
  • использование средств массовой информации для медико-гигиенической пропаганды;
  • изучение системы гигиенического обучения и воспитания дифференцированных групп населения.

-  разработка образовательных программ по различным проблемам здорового образа жизни;

-  разработка анкет для оценки профиля здоровья.

            Предметом изучения гигиенического воспитания населения является санитарная культура населения, которую определяют субъективные, объективные факторы и эффективность восприятия различных методов и средств гигиенического обучения и воспитания.

            Научные исследования в области гигиенического обучения и воспитания классифицируются следующим образом:

-  исследования по общим вопросам организации, содержания информационного обеспечения населения по формированию здорового образа жизни, в т.ч. методология определения показателей эффективности пропаганды;

-  исследования по частным вопросам организации, содержания, методики гигиенического воспитания:

·  здорового населения,

·  дифференцированных групп населения,

·  родителей,

·  детей,

·  подростков и др.

·  по профилю здоровья.

Полученные в процессе исследований данные – необходимое условие определения правильного направления и содержания работы по формированию здорового образа жизни. Результаты научных исследований лежат в основе разработки методических рекомендаций и материалов по формированию здорового образа жизни, а также образовательных программ по различным проблемам здоровья и здорового образа жизни.

Научные исследования, проводимые НИИ как обязательный элемент включают социологические исследования для оценки профиля здоровья. Результаты исследований обеспечивают правильный социально-гигиенический подход к проблеме здоровья и здоровому образу жизни.

III.  Медицинские институты

Деятельность медицинских институтов по формированию здорового образа жизни должна осуществляться следующим образом:

-  подготовка студентов по программе «Валеология»;

-  подготовка информационных и методических материалов по здоровому образу жизни, в т.ч. для средств массовой информации;

-  участие в проведении массовых мероприятий для населения (акции здоровья, дни открытой информации и др.);

-  участие в передачах медицинских программ по телевидению и радио;

-  подготовка статей в прессу.

-  проведение социологических исследований по различным аспектам здорового образа жизни;

-  участие в организации и проведении научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, прямых линий.

С учетом вышеуказанного можно отметить основные задачи медицинских институтов в деятельности по формированию здорового образа жизни:

-  формирование стратегии сохранения и укрепления здоровья населения, разработка научных основ борьбы с наиболее распространенными заболеваниями;

-  разработка новых методов профилактики, диагностики, лечения, увеличения продолжительности периода активной жизни человека.

Следует отметить обязательное участие специалистов кафедр медицинского института в проведении научно-практических конференции, круглых столов, семинаров, прямых линий, дней открытой информации, акций здоровья, а также выступлений в средствах массовой информации.

И.о. главного врача                                                                                                   Т.Ф. Асвинова