Методические аспекты организации и проведения цикла профилактических встреч с группами школьников и их родителями (Пособие для проведения образовательных семинаров)

Страницы работы

30 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Пособие

для проведения образовательных семинаров

Введение

            Проблема аддиктивного поведения школьников становится всё более актуальной для наших средних школ. Сегодня употребление психоактивных веществ среди молодежи превратилось в обыденное и массовое явление. Необходимо проводить систематическую работу со школьниками по изменению их отношения к употреблению наиболее распространённых психоактивных веществ - алкоголя и табака. Наряду с проведением индивидуальных консультаций со школьниками, решение этой проблемы лежит на пути применения современных групповых методов работы со школьниками и их родителями, изложенных в этом пособии.

            Настоящее пособие предназначено для обеспечения проведения образовательных семинаров по вопросам реализации программы популяризации здоровья на базе средней школы. В нём изложены методические аспекты организации и проведения цикла профилактических встреч с группами школьников и их родителями, дана программа таких встреч, представлен подробно изложенный материал для проведения встреч со школьниками и их родителями.

            Профилактическая программа адаптирована к специфическим проблемам употребления алкоголя и табака в данном регионе.

Цели и задачи.

Целью программы популяризации здоровья является повышение информированности школьников о неблагоприятных последствиях употребления алкоголя и табака, а также обучение навыкам отказа от употребления этих веществ с ситуации выбора.

            Профилактическая программа популяризации здоровья включает:

- обучение школьников навыкам отказа от употребления алкоголя и табака в ситуациях, когда их предлагают;

- меры по укреплению личных убеждений школьников против употребления алкоголя и табака;

- обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе,  самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими – как со сверстниками, так и с взрослыми).

Формирование целевых групп.

Для осуществления программы популяризации здоровья работа ведется с несколькими целевыми группами. В первую из них входят школьники 5-х – 7-х классов. Во вторую школьники 8-х – 10-х классов. В третью входят те учащиеся 8-х – 10-х классов, что регулярно употребляют табак. В четвертую группу входят родители школьников 5-х – 10-х классов.

               Так как школы представляют удобную возможность охватить всю молодёжь, то особое внимание следует уделить формированию специальных групп школьников регулярно употребляющих табак.

Специалисты.

Пособие ориентировано прежде всего на психологов, социальных педагогов, валеологов, заместителей директоров школ по воспитательной работе, а также других специалистов проводящих работу по профилактике употребления алкоголя и табака.

            Для проведения профилактических встреч в группах, где не менее 16 и не более 30 участников полезно привлечение двух специалистов - психолога и валеолога или психолога и социального педагога.

Время и периодичность.

            Сформированные группы проходят весь цикл встреч с периодичностью один раз в неделю по фиксированному расписанию тем профилактических встреч.

            Для школьников предусмотрено проведение 6 встреч по 1,5 часа каждая.

            Для родителей встречи проводятся в вечернее время. Программой предусмотрено проведение 4-х встреч по 1 часу каждая.

Циклы встреч со школьниками и их родителями начинаются одновременно.

Методы работы.

Разнообразные методы первичной профилактики употребления школьниками алкоголя и табака, ориентированные на просвещение, информирование или запугивание желательного эффекта не приносят. Цикл профилактических встреч в рамках программ популяризации здоровья наряду с информированием школьников, предусматривает обращение к личности подростков, помощь в повышении самооценки, развитии навыков общения и социальной саморсализации, что служит задачам реальной профилактики обращения к алкоголю и табаку.

В проведении профилактических встреч со школьниками предпочтение отдаётся интерактивным способам работы, например, моделированию ситуаций, ролевым играм, дискуссиям, обратной связи, а не дидактическим информационно-образовательным методам.

Профилактическая программа состоит из двух частей. Первая затрагивает вопросы употребления табака, а вторая алкоголя. Исследования показывают, что дети чаще всего начинают употреблять алкоголь и табак в возрасте 12-13лет. Причем для тех, кто когда-либо курил риск перехода к употреблению алкоголя гораздо выше, чем для тех, кто никогда не курил. 

Специфика работы с данной целевой группой.

            Форма программы популяризации здоровья предусматривает работу с отдельными классами школьников, специальными группами подростков, регулярно употребляющими  табак, а также группами родителей.

            Профилактическая программа популяризации здоровья имеет свою специфику в отношении разных возрастных групп школьников.

            Исследования показали, что для большинства детей самыми уязвимыми периодами являются те, когда они переходят из одной стадии развития в другую.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Валеология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
271 Kb
Скачали:
0