ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД
«Inter» — взаимный, «act» — действовать.
Интерактивный — означает способность взаимодействовать
или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо или чем-либо.
Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого
осуществляется взаимодействие специалиста и обучаемого.
дискуссии
тренинги (в т.ч. психологические)
диалоги
деловые игры
обсуждения
Одной из основных учебных задач интерактивного метода является создание условий для приобретения участниками нового опыта социального поведения, который поможет им разобраться в различных жизненных ситуациях.
Участникам задается ситуация, даются инструкции. Кроме того, совсем необязательно, чтобы предлагаемая ситуация была жизненной. Достаточно, чтобы она заключала в себе проблему, которую следует решить.
Преимущества
¢ Обучение через опыт является самым эффективным способом обучения.
¢ Возможность приобретения ценного опыта в безопасной обстановке и за более короткое время, чем в реальной жизни.
Недостатки
¢ Эффективна не для всех возрастных групп (как правило, не моложе 14 лет).
¢ Требует значительных временных затрат.
¢ Как правило, количество участников ограничено (не более 25 человек).
¢ Возможны проблемы в группах, где участники плохо знают друг друга.
ДИСКУССИЯ
Свободный вербальный обмен знаниями, идеями или мнениями. Дискуссия, как правило, ограничивается одним вопросом или темой и строится в определенном порядке. Чтобы дискуссия была эффективной, участники должны обладать определенными базовыми знаниями.
Во время подготовки дискуссии следует, прежде всего, определить, какие аспекты темы можно обсудить за имеющееся в распоряжении время.
Специалист должен:
¢ строго обозначить временные рамки, что гарантирует оживленность дискуссии и достижение необходимых результатов;
¢ установить пределы дискуссии (какие вопросы будут обсуждаться, а какие - нет);
¢ представить цель дискуссии (необходимо рассмотреть предмет дискуссии с разных точек зрения и т.п.);
¢ обеспечить благоприятную и безопасную атмосферу, в которой каждый участник может свободно высказываться, не опасаясь, что его будут перебивать или оскорблять;
¢ в ходе дискуссии следить за тем, чтобы обсуждение не отклонялось от темы, не ослабевало и не становилось поверхностным;
¢ в конце обобщить высказанные группой мнения, предложения и т. д. и подвести итог.
Преимущества
¢ В ходе дискуссии видно, насколько хорошо группа ориентируется в обсуждаемых вопросах.
¢ Члены группы имеют шанс проверить свои убеждения, подвергая их испытанию.
¢ Дискуссия может привести людей к изменению мнений или убеждений с большей вероятностью, чем лекция.
¢ При качественной подготовке и проведении дискуссии неактивным участникам очень трудно уклониться от обсуждения и не внести свой вклад в дискуссию.
Недостатки
¢ Существует большая вероятность, что участники отклонятся от темы. Необходимо постоянно держать группу в рамках темы.
¢ Качество дискуссии в значительной степени определяется глубиной знаний или опыта членов группы.
Организация волонтерского движения
«РАВНЫЙ ОБУЧАЕТ РАВНОГО»
¢ Цель: подготовка инструкторов-добровольцев (волонтеров) для передачи информации по формированию здорового образа жизни своим сверстникам.
В качестве «равных» могут выступать:
¢ подростки
¢ молодежь
¢ представители различных профессий и т.д.
Волонтер – человек, выполняющий работу безвозмездно, стремясь внести свой вклад в реализацию социально-значимых проектов.
Большую часть волонтеров общественных объединений составляют молодежь. В Республике Беларусь примерно 58 % волонтеров составляют подростки и молодежь в возрасте от 12 до 21 года. Учитывая тот факт, что волонтерская деятельность является значимой как для получающих помощь, так и для оказывающих ее, возрастает роль добровольчества не как помощи нуждающимся, а как способа обучения человека решать возникающие проблемы, проявлять инициативу.
Цель:
¢ заинтересовать население в их собственном здоровье;
¢ помочь предупредить отклоняющее поведение у детей и подростков;
¢ выработать навыки здорового стиля жизни;
¢ помочь молодому поколению в сознании их жизненных целей;
¢ сформировать умение адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать их, управлять собой;
¢ снизить уровень распространения наркомании, алкоголизма, курения;
¢ подготовить лидеров для популяризации здоровья.
ФОРУМ-ТЕАТР
Специфика метода – вовлечение зрителя в разыгрываемый спектакль, возможность выступить как в роли наблюдателя, так и самого актера, возможность эмоционального и динамичного обмена личным опытом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.